Инвестиционная привлекательность предприятий. Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприя­тий, рассматриваемых в качестве потенциальных объектов инвести­рования

Анализ и оценка инвестиционной привлекательности предприя­тий, рассматриваемых в качестве потенциальных объектов инвести­рования, имеет свои особенности.

Развитие предприятия происходит последовательно во времени, в комбинации циклов жизни различных выпускаемых им продуктов. Жизненный цикл самого предприятия можно разделить на стадии, характеризующиеся изменением оборота и прибыли: детство — не­большой темп роста оборота, финансовые результаты обычно отри­цательные; юность — быстрый рост оборота, первые прибыли; зре­лость — замедление роста оборота, максимальные прибыли; старость — оборот и прибыли падают. Общий период всех стадий жизненного цикла предприятия определяется примерно в 20—25 лет, после чего оно прекращает свое существование или возрождается на новой основе с новым составом владельцев и менеджеров.

Понятие цикла жизни предприятия позволяет определить раз­личные проблемы, которые возникают на протяжении всего периода его развития, и оценить инвестиционную привлекательность.

На стадии детства предприятие главным образом сталкивается с проблемами выживания, которые возникают в финансовой сфере в виде трудностей с денежными средствами. Предприятию нужно найти краткосрочные средства финансирования, а также источники необхо­димых инвестиций для своего будущего развития. На стадии юности первые прибыли позволяют предприятию сместить свои цели с рента­бельности на экономический рост. Теперь ему необходимы среднесроч­ные и долгосрочные источники, которые позволят поддержать экономи­ческий рост посредством инвестирования. На стадии зрелости пред­приятие старается извлечь максимум прибыли из всех возможностей, которые дает ему его объем, производственный, технический и ком­мерческий потенциалы. Способность к самофинансированию доволь­но значительна. Учитывая старение своих товаров, менеджеры пред­приятия должны исследовать новые возможности развития: путем осуществления промышленных инвестиций, либо косвенно путем финансового участия (например, приобретением значительного числа акций другого предприятия). В этом случае происходит постепенное преобразование в холдинг, т.е. в финансовое предприятие, имеющее преимущественной целью управление портфелем ценных бумаг.

Наиболее инвестиционно привлекательными считаются предприя­тия, находящиеся в процессе роста, т.е. на первых двух стадиях сво­его жизненного цикла. Предприятия на стадии зрелости являются также инвестиционно привлекательными в ранних периодах (ранняя зрелость), пока не достигнута наивысшая точка экономического ро­ста. В дальнейшем (окончательная зрелость) инвестирование целесо­образно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение невелик и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки.

На стадии старости инвестирование, как правило, нецелесооб­разно, за исключением случаев, когда намечается масштабная дивер­сификация выпускаемой продукции, перепрофилирование предприя­тия. При этом возможна некоторая экономия инвестиционных ре­сурсов по сравнению с новым строительством.

Стадии жизненного цикла предприятия определяются путем проведения динамического анализа показателей объема продукции, общей суммы активов, размера собственного капитала и прибыли за ряд последних лет. По темпам их изменения можно судить о стадии жизненного цикла предприятия. Наиболее высокие темпы прироста показателей характерны для стадии юности и ранней зрелости. Стаби­лизация показателей происходит на стадии окончательной зрелости, а снижение — на стадии старости.

Оценка инвестиционной привлекательности предприятий пред­полагает также проведение финансового анализа их деятельности. Его цель состоит в оценке ожидаемой доходности инвестируемых средств, сроков их возврата, а также выявлении наиболее значимых по финансовым последствиям инвестиционных рисков.

Оценка финансовой деятельности предприятия производится в процессе анализа системы взаимосвязанных показателей, характеризующих эффективность финансовой деятельности с точки зрения ее соответствия стратегическим целям бизнеса, в том числе инвестицион­ным. Важнейшими направлениями, характеризующими единство так­тических и стратегических целей развития предприятия, является анализ:

• оборачиваемости активов;

• прибыльности капитала;

• финансовой устойчивости;

• ликвидности активов.

Эффективность инвестирования в значительной степени опре­деляется тем, насколько быстро вложенные средства оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Хотя на длительность оборота используемых активов оказывают влияние многочисленные внешние факторы, показатель оборачиваемости активов в значительной сте­пени определяется внутренними условиями деятельности предприя­тия эффективностью маркетинговой, производственной и финан­совой стратегии и тактики.

Для анализа и оценки оборачиваемости активов применяются следующие показатели.

1. Коэффициент оборачиваемости всех используемых активов — отношение объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стоимости используемых активов. Средняя стоимость используемых активов рассчитывается за тот же период, что и объем реализации продукции (по средней арифметической или средней арифметиче­ской взвешенной).

2. Коэффициент оборачиваемости текущих активов — отноше­ние объема реализации продукции (товаров, услуг) к средней стои­мости текущих активов.

3. Продолжительность оборота используемых активов — отноше­ние числа дней в периоде (берется равным 360 дн.) к коэффициенту оборачиваемости всех используемых активов.

4. Продолжительность оборота текущих активов — отношение числа дней в периоде (берется равным 90 дн.) к коэффициенту обо­рачиваемости текущих активов.

Снижение в динамике коэффициента оборачиваемости активов или, соответственно, рост продолжительности их оборота свидетель­ствуют о негативных тенденциях в развитии предприятия, так как вызывают необходимость дополнительного привлечения средств для текущей деятельности. Объем дополнительно инвестируемых средств рассчитывают как произведение объема реализации продукции на раз­ницу между продолжительностью оборота активов в отчетном и пред­шествующем периодах, деленное на число дней в периоде.

Одной из главных целей инвестирования является получение максимальной прибыли в процессе использования вложенных средств. Для выявления потенциальных возможностей формирова­ния прибыли в сопоставлении с вложенным капиталом используют ряд показателей.

1. Прибыльность всех используемых активов — отношение суммы чистой прибыли (после уплаты налогов) к средней сумме исполь­зуемых активов.

2. Прибыльность текущих активов — отношение суммы чистой прибыли к средней сумме текущих активов.

3. Рентабельность основных фондов — отношение суммы чис­той прибыли к средней стоимости основных фондов.

4. Прибыльность реализации продукции — отношение суммы чистой прибыли к объему реализованной продукции.

5. Показатель прибыльности — отношение суммы валовой (балан­совой) прибыли (до уплаты налогов и процентов за кредит) к разнице между средней суммой используемых активов и суммой нематери­альных активов. Показатель прибыльности используется для сравне­ния инвестиционных объектов с различным уровнем налогообложе­ния прибыли (доходов).

6. Рентабельность собственного капитала — отношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала. Показатель рента­бельности собственного капитала характеризует эффективность ис­пользования собственного капитала в составе совокупных активов предприятия.

Анализ финансовой устойчивости дает возможность оценить ин­вестиционный риск, связанный со структурой формирования инве­стиционных ресурсов предприятия, и обеспечить оптимальность ис­точников финансирования текущей производственной деятельности. Для оценки финансовой устойчивости предприятия используют сле­дующие показатели.

1. Коэффициент автономии — отношение суммы собственного капитала к сумме всех используемых активов. Коэффициент автоно­мии показывает, в какой степени используемые предприятием активы сформированы за счет собственного капитала.

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств — отношение суммы используемых заемных средств к сумме собствен­ных активов.

3. Коэффициент долгосрочной задолженности — отношение суммы долгосрочной задолженности (свыше одного года) к сумме всех используемых активов.

Оценка ликвидности позволяет определить способность предпри­ятия платить по краткосрочным обязательствам текущими активами, предотвращая возможное банкротство. Состояние ликвидности ак­тивов характеризует уровень инвестиционных рисков в краткосроч­ном периоде. В качестве базового показателя ликвидности можно использовать коэффициент текущей ликвидности, который рассчи­тывается как отношение суммы текущих активов к сумме текущей (краткосрочной) задолженности. В процессе анализа ликвидности активов применяют ряд показателей.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

2. Коэффициент срочной ликвидности — отношение суммы де­нежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к сумме текущей (краткосрочной) задолженности.

3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности — отношение объема реализации продукции с последующей оплатой к средней сумме дебиторской задолженности.

4. Период оборота дебиторской задолженности — отношение числа дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: