Тема 3. Формирование инвестиционной стратегии

В основе процесса разработки инвестиционной стратегии лежат принципы стратегического управления. К числу основных принципов относятся следующие:

1. рассмотрение предприятия как открытой социально-экономической системы, способной к самоорганизации.

2. учет базовых стратегий операционной деятельности предприятия

3. обеспечение сочетания перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью.

4. обеспечение адаптивности инвестиционной стратегии к изменениям факторов внешней среды

5. обеспечение альтернативности стратегического инвестиционного выбора.

6. обеспечение постоянного использования результатов технологического прогресса в инвестиционной деятельности.

7. учет уровня инвестиционного риска в процессе принятия инвестиционных решений.

8. ориентация на аппарат профессиональных инвестиционных менеджеров

9. обеспечение разработанной инвестиционной стратегии соответствующими организационными структурами.

Процесс разработки инвестиционной стратегии предприятия включает в себя следующие этапы:

- Определение общего периода формирования инвестиционной стратегии. При выборе временного горизонта инвестиционной стратегии следует исходить из того, что он не может быть больше временного горизонта общей стратегии. В современных условиях временной горизонт общей инвестиционной стратегии составляет 3-5 лет. При этом он в существенной степени зависит от отраслевой принадлежности предприятия.

- Исследование факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка. Данное исследование предполагает анализ экономико-правовых условий инвестиционной деятельности и возможности их изменения в планируемом периоде.

- Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющие особенности его инвестиционной деятельности. Данный этап является составной частью внутреннего анализа. В ходе него оцениваются составляющие инвестиционного потенциала предприятия.

- Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности. Данная система целей должна обеспечивать выбор наиболее эффективных направлений реального и финансового инвестирования. В качестве главной цели выступает повышение благосостояния собственников предприятия и максимизации рыночной стоимости.

- Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности. Этот этап включает поиск альтернативных вариантов достижения поставленных целей и выбор оптимальных вариантов. Выбор стратегических направлений происходит в разрезе отраслей, регионов, видов деятельности, по объектам реальных и финансовых инвестиций.

- Определение стратегических направлений формирования инвестиционных ресурсов. В ходе реализации данного этапа прогнозируется потребность в инвестиционных ресурсах, а также осуществляется их оптимизация по источникам формирования.

- Формирование инвестиционной политики по основным аспектам инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика – форма реализации инвестиционной стратегии и призвана интегрировать цели и направления инвестиционной деятельности.

- Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации инвестиционной стратегии. Система мероприятий может включать организационные структуры и ряд других положений.

При выборе инвестиционной стратегии компании необходимо учитывать два аспекта ее деятельности:

- конкурентная позиция компании;

- стадия жизненного цикла.

Конкурентную позицию компании в отрасли можно оценить по ряду параметров:

- рыночная доля компании. Чем она больше, тем более сильную рыночную позицию имеет компания, и инвестор имеет большие возможности получения дохода. Обусловлена данная ситуация воздействием таких факторов как экономия на масштабе производства, доверие потребителей, экономия накопленного опыта и т.д.

- уровень развития компетенций компании в различных сферах (исследования, разработки, маркетинг, производство).

В общем случае компания с высокой рыночной долей и развитыми компетенциями имеет сильную рыночную позицию. При этом два этих параметра взаимосвязаны. Наличие уникальных компетенций приводит к росту спроса на продукцию компании, что увеличивает ее рыночную долю. С другой стороны, высокая рыночная доля позволяет компании иметь ресурсы для развития ее компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: