Управленческий учет затрат производства по видам

Управленческий учет может осуществляться по следующим объектам: места возникновения затрат, договоры и проекты, продукты, виды издержек и т.д. В качестве обобщающего элемента выступает учет деятельности предприятия в целом, который позволяет собирать информацию о затратах предприятия и представлять ее при необходимой степени агрегирования в форме управленческой информации, позволяющей проводить анализ и исследования на различных уровнях управления и в различных аспектах.

Создание системы управленческого учета на предприятии требует совершенствования методологии бухгалтерского учета и сближения его с планированием. Получение информации для различных целей должно обеспечиваться специальной аналитической системой счетов, которая являлась бы достаточной для создания менеджерской отчетности, а регламент работы бухгалтерии должен быть таким, чтобы удовлетворять потребностям управления.

Поскольку на всех уровнях используется информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, усилия по ее совершенствованию должны быть сосредоточены на углублении аналитического учета и добавлении новых форматов отчетов, создаваемых на базе первичной бухгалтерской информации. В этом случае отпадет необходимость в дополнительных арифметических расчетах и сверках данных, которые до этого осуществляла планово-экономическая служба, и появится возможность больше времени уделять вопросам анализа и контроля.

Поэтому организация системы управленческого учета предполагает специальную кодировку затратных статей подразделений предприятия для их детального отражения и последующего составления внутренней отчетности. При этом надо учитывать, что объекты учета рабочего плана счетов бухгалтерии и объекты планирования должны определяться в соответствии с финансовой структурой предприятия, определяющей центры ответственности по всей иерархической цепочке вплоть до первичных мест возникновения затрат (рабочие места, цеха, отделы).

В соответствии с вышеизложенными подходами можно внести также некоторые коррективы в рабочий план счетов предприятия, связанные с присвоением каждой статье затрат трех дополнительных аналитических признаков (таблица). При условии автоматизации учета внесение таких изменений существенно не усложнит работу бухгалтерии по регистрации информации из первичных документов, но обеспечит получение необходимых данных для анализа затрат по центрам ответственности, продуктам, видам деятельности и т.д.

Таким образом, в целях интеграции бухгалтерского учета и планирования необходимо решить следующие задачи:

  • внедрение аналитического плана счетов бухгалтерского учета, необходимого для подготовки отчетов об исполнении планов;
  • согласование временных регламентов подготовки бухгалтерских отчетов с требованиями регламента планирования и контроля;
  • разработка и внедрение регламента документооборота на предприятии, обеспечивающего ведение бухгалтерского управленческого учета с необходимыми аналитическими признаками;
  • создание единой информационной системы бухгалтерского учета и планирования.

Аналитические признаки рабочего плана счетов предприятия

Принцип выделения Наименование
В зависимости от объема производства
  1. Переменные затраты
  2. Постоянные затраты
  3. Условно-постоянные затраты
По отношению к процессу производства
  1. Прямые затраты
  2. Косвенные затраты
В зависимости от возможности подразделения влиять на величину затрат
  1. Регулируемые затраты
  2. Нерегулируемые затраты

В настоящее время существенным отличием системы управления российских предприятий от предприятий стран с развитой рыночной экономикой является то, что там обычно нет плановых отделов, работающих изолированно от бухгалтерии. Но есть бухгалтеры, занимающиеся планированием и прогнозированием на базе оперативной бухгалтерской информации. Это значит, что вся необходимая для управления предприятием информация готовится бухгалтерами (составление отчетности предприятия, анализ его финансовых показателей, планирование и контроль). Причем это свойственно как небольшим организациям, так и достаточно крупным. В пользу организационного единства учета и планирования можно высказать следующие доводы:

  1. Лучше обеспечивается ориентация на конечный результат всех происходящих на предприятии процессов.
  2. Планирование и контроль на предприятии базируются на учетных данных, поэтому учет в качестве инструмента планирования должен быть структурирован таким образом, чтобы решать задачи управления с наибольшей эффективностью.

В связи с изложенным можно предположить, что организационное развитие управленческого учета в условиях становления рыночной экономики должно идти по пути, проторенному другими странами, но с учетом сложившихся в других экономических условиях традиций учета и планирования. На наш взгляд, целесообразным представляется создание на предприятии специальной группы или управленческого учета, которая должна осуществлять планирование, учет и анализ затрат в разрезе центров ответственности, продуктов и других носителей. В этом случае функции бухгалтерии должны состоять в регистрации информации, содержащейся в первичных документах, с необходимым набором аналитических признаков. При этом названные службы должны рассматриваться как специфические субъекты системы управления, ориентированные на конечные показатели деятельности предприятия, т.е. на получение оптимальной прибыли за счет рационализации расходов подразделений. Поэтому основные усилия должны быть направлены на достижение максимальной степень информационной интеграции и единства подходов к планированию и учету. После того как функции текущего планирования будут переданы группе управленческого учета, основной задачей планово-экономической службы предприятия должно стать стратегическое планирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: