ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
Т6МЭ 1 2 шшмтшшятятшштшяштяямшвшшшшшяшшяшшшшшштвшшшшшшшшшт
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Ученые спбрят о том, когда и как у людей сложились первые религиозные представления и верования. Можно по-разному оценивать роль религии в жизни общества. Нет единого мнения и о том, что ждет религию в будущем. Тем не менее несомненно одно: без религии, без учета ее влияния невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.
Понятие и особенности религии. Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах и понятиях.
|
|
Религия как социальный феномен связана с особой сферой проявления психики человека, отражающей поиск им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров. Она функционирует в форме верований и практических действий, к которым, как давно уже доказали психологи (Джеймс В., 1910; Фрейд 3., 1991; Фромм Э., 1990; Юнг К., 1991), люди обращаются тогда, когда в борьбе за свое существование в условиях окружающей их сложной действительности они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Психологическая наука заинтересовалась изучением религии сравнительно недавно, в конце XIX в. Как самостоятель-
ная отрасль психология религии складывалась в середине XX в. на стыке социальной философии, религиоведения, социологии, общей и социальной психологии.
Обычно выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.
Во-первых, религия — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
К особенностям религии как специфической форме общественного сознания относятся: присущее только ей сочетание и взаимодействие составных компонентов — идеологии и психологии; наличие своеобразно функционирующих и постоянно поддерживаемых видов практического религиозного опыта верующих, ориентированного на непрерывное закрепление и подкрепление религиозных ценностей и переживаний (посещение церкви, молитвы и т.д.); преимущественная направленность религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой. Своеобразные состояния психики верующих обусловлены многими факторами, но главным является специфика ориентации религии на сверхъестественное и священное.
|
|
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп — групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.
Человек становится религиозным еще и потому, что находится в непрерывном взаимодействии и общении с другими людьми, верующими. Формирование устойчивой религиозности индивида, его глубокие конфликты, связанные с религиозным «обращением» (как и разрыв с религией), кроме того, возможны только в религиозных группах. Особыми группы верующих являются потому, что они: чрезвычайно организованны и сплоченны; объединены общим для всех опытом общения со сверхъестественным, священным; имеют действенные средства контроля за поведением и переживаниями их членов.
На основе противопоставления одних групп верующих другим формируется конфессиональная (религиозная) исключительность, которая характерна для всех современных религий и проявляется специфически в каждой из них. В повседневной жизни конфессиональная исключительность поддер-
живается как идеологически — через религиозную доктрину, так и психологически — посредством культовых действий. Отличие и выделение последователей одной религии от других порождают определенную настороженность и даже напряженность во взаимоотношениях между верующими различных конфессиональных групп, которая в определенных условиях может привести к открытой вражде (как, например, между католиками и протестантами в Северной Ирландии или индуи-стами и мусульманами в Индии), часто стимулируемой различными политическими силами.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
Основные социальные устремления верующих связаны не с решением реальных социальных вопросов или проблем, не с улучшением и изменением объективных условий их жизни, а с ориентацией на священное, обладающее божественной природой и, по их мнению, защищающее от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придающее более важный смысл их жизни. Священное представляет собой систему идей и образов, вытекающих из веры в существование сверхъестественного мира, в котором земное подчиняется неземному, естественное — сверхъестественному. Оно ориентирует верующих также на особое поведение, подчиняющееся установленным священным нормам.
Идеи и образы сверхъестественного изначально представляли собой фантастическое отражение в головах первобытных людей тех сил, которые якобы господствовали над ними в их повседневной жизни. Сами по себе сверхъестественные силы объективно не существуют, они являются иллюзорными объектами, созданными человеческим воображением. Однако для верующих эти иллюзорные объекты реальны, так как они верят в их существование и считают, что не только сверхъестественное может воздействовать на судьбу человека в реальном или «потустороннем» (т.е. иллюзорном) мире, но и что сами верующие могут влиять особым образом на сверхъестественное. Устанавливаются, таким образом, особые двусторонние отношения между религиозным человеком и сверхъестественными силами. Сверхъестественное, согласно рели-
гиозному вероучению, есть нечто, не подчиняющееся законам окружающего нас реального (материального) мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов.
|
|
Для глубоко религиозного человека Бог или иные сверхъестественные существа нередко выступают как более важная реальность, чем окружающий мир. Общение с ними занимает главное место в его жизни. Заменяя реальное общение с людьми, оно создает иллюзию взаимной близости, вызывает интенсивные чувства, ведет к эмоциональной разрядке. Бог для верующего — собеседник, утешитель, к которому можно обратиться в любую минуту жизни, он всегда доступен, всегда выслушает и утешит.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований (идей), выраженных в религиозных канонах.
Религиозные верования психологически ориентируют верующего на: чувство благоговения перед тайной человеческого предназначения; переживание страха и собственной нечистоты при соприкосновении со святыней; ощущение присутствия силы или личности, которая одновременно и любит, и подвергает суду человека; переживание значимости слияния человека с божеством; облегчение, связанное с переживанием божественного всепрощения; ощущение наличия в мире невидимого порядка или силы, благодаря которой всякая индивидуальная жизнь обретает ценность; чувство единения с Богом и преодоления эгоцентрического «я» верующего (Зенько Ю.М. 2002; Угринович Д.М. 1986).
Основатель психоанализа 3. Фрейд в своей работе «Будущее одной иллюзии» доказывал, что Бог выполняет несколько психологических функций: Он является хозяином природы, создав всеобщие законы и изредка прерывая их чудесами; компенсирует страх смерти; по мере того как представление о Боге отделяется от природы, областью деятельности божества становится мораль. Комплекс религиозных идей защищает человека от опасностей природы и превратностей судьбы, от несправедливости, причиняемой обществом, а также придает общий смысл жизни, утверждая, что жизнь в этом мире имеет некую высшую цель.
Основой вероучения является Священное Писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», имеющих
|
|
целью привести в систему, обобщить и согласовать все элементы вероучения, приспособив их к массовому сознанию верующих. В свою очередь служители церкви всегда стремятся поддерживать эти истины, доказывают правоту религиозной догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, выискивают и приводят доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодуховности святого предания, божественной сущности церкви, а также практических аспектов религиозной практики, связанных с проведением богослужений. В то же время они всегда исходят из признания Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам (Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н., 1996).
Исходные моменты религиозных верований представлены в религиозной доктрине. Доктрина — это конкретная рациональная интерпретация учения о Боге и веры в него, позволяющая вести пропаганду религиозных идей и полемику с другими конфессиями и атеистами. Доктрина выполняет определенные функции:
• инструктирует верующих относительно понимания священных текстов, обязанностей членов религиозной общности, различения допустимой вольности и действительной ошибки;
• с ее помощью пытаются зафиксировать и сохранить интерпретацию исходных догм той или иной религии;
• ограждает веру от ложных интерпретаций и недопонимания, от критики со стороны других конфессий, реформаторов, атеистов.
Доктрина часто находит выражение в символических формах — в мифах и легендах, отражающих главные ценности религии. Для большинства религий характерно наличие мифов, которые рассказывают о сотворении мира, происхождении богов, космоса, людей и их групп, а также о ключевых институтах культуры.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Религиозные верования, мифы и т.п. представляют собой выражение священного, а культовые и ритуальные действия, совершаемые в ходе него, являются формой социального поведения индивида, раскрывающей его отношение к священному, и наоборот. Функция культа и ритуала заключается в том,
что они регламентируют взаимоотношения людей со священным, служа как бы мостом, по которому осуществляется переход от реального мира к сверхъестественному, и обратно.
Существует большое множество ритуалов, которые можно разделить на:
• имитативные, в основе которых лежит тот или иной миф;
• позитивные или негативные (первые обычно связаны с освящением или обновлением субъекта или индивида, а вторые — с установлением запрета или табу);
• ритуалы жертвоприношения;
• ритуалы жизненных кризисов (знаменующие переход от одной стадии жизни к другой).
Ритуал есть реальная, социально-объективированная форма воздействия на иллюзорный предмет религиозной веры. Он не может рассматриваться вне и помимо религиозных верований, являясь их символическим воплощением. Это вызвано тем, что, с одной стороны, сами ритуальные действия воплощают определенные феномены человеческой психики: религиозные образы и представления. С другой — ритуальные действия представляют собой эффективное средство психологического воздействия на членов религиозных объединений и групп. Не учитывая психологического воздействия ритуала, культа в целом, и в частности их эстетических компонентов, нельзя понять важные мотивы участия индивидов в жизни религиозных общин.
Специфика культовых и ритуальных действий состоит в их идейном содержании и направленности, т.е. в том, какие именно идеи, представления, мифы и образы они воплощают в символической форме. Уже из этого ясно, что связь религиозного ритуала и религиозного сознания не внешняя, а внутренняя, органическая. Это не просто взаимодействующие между собой внешние факторы. Напротив, ритуал есть лишь социальная форма объективизации религиозного сознания, реализации религиозной веры в действиях отдельных верующих и их групп.
Классификация религий. Человечеству знакомо множество религий. Основные подходы к их классификации также многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы ее классификации. Для психологии важно классифицировать религии сразу по двум основаниям — по направленности и географическому признаку, позво-
ляющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различают религии:
• авраамического монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
• индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
• дальневосточные — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).
Этот перечень дополняют так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», — это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, севе-ро-американских индейцев. Другие древнейшие религии уже перестали существовать: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т.д.
Христианство — одна из мировых религий, имеющая три основные ветви: православие, католицизм и протестантство. Общим признаком, объединяющим всех ее представителей, является вера в триединого Бога, а Иисус Христос при этом выступает как Богочеловек, Спаситель мира. Главным источником христианского вероучения служит Священное Писание — Библия, особенно ее вторая часть — Новый Завет.
К основным особенностям христианства относятся: единственный путь спасения — уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности; противопоставление плотским удовольствиям строгого аскетизма, а высокомерию и тщеславию — сознательного смирения и покорности, которые будут вознаграждены после наступления Царства Бо-жиего на земле. Христианство провозглашает равенство всех людей как грешников, порождает у них надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истины, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки. Христианская апологетика утверждает, что в отличие от всех остальных религий мира христианство не создано людьми, а дано человечеству Богом в готовом и законченном виде.
Ислам — одна из мировых религий, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове.
Бог ислама (Аллах) — бог воздаяния за дела, бог-судья. В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. В нем сформировалось жесткое представление о власти и политической организации в обществе. Ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий против его врагов. Ислам предписывает быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло — злом, быть щедрым, помогать бедным и т.д.
Буддизм — третья мировая религия, возникшая в V—VI вв. до н.э. на Дальнем Востоке.
Высшей целью буддизма является достижение нирваны, т.е. состояния вечного покоя и блаженства, свободы от всех моральных и умственных «загрязнений». Никто и ничто не может спасти человека, он должен сделать это сам. Будда не спасает людей, он только указывает правильный путь к нему. Для достижения состояния освобождения в буддизме существует ряд специальных методов — медитация, перевоплощение и др. Немалое место в буддизме занимает и учение о любви и милосердии по отношению ко всем живым существам.
Иудаизм — одна из древнейших национальных религий, возникшая в I тысячелетии до н.э. среди еврейских племен Палестины.
Иудаизм сохранял относительную однородность гораздо дольше, чем христианство. В отличие от последнего, а также ислама и буддизма — религий, которые обычно исповедуют люди разных национ&тьностей, иудаизм неотделим от еврейского народа — доверенного народа Бога, которому приписывается особая роль. Отвержение Христа и ожидание вместо него другого, именуемого в христианской традиции Антихристом, стало в прошлом духовной причиной государственной и национальной катастрофы иудеев и распыления их по всему свету.
Индуизм — религия, сформировавшаяся в I в. н.э. в Индии.
Индуизм не похож на религии, привычные западному человеку, —^христианство, иудаизм или ислам — прежде всего тем, что в отличие от них не представляет собой целостного учения, и тем, что был создан не каким-либо основателем или пророком, а в ходе длительного исторического синтеза религиозных верований.
Индуизм не имеет единого авторитетного священного писания, системы догматов или конфессиональной организации и священства, а потому и единого авторитета в религиозных вопросах. Все это породило и определенный психологический склад индуистов. В нем причудливо переплетались различные качества: приверженность к определенным убеждениям с беспринципностью поведения; стремление достичь определенного социального положения с завистью (или ненавистью) к тем, у кого оно выше (или ниже) и т.д.
Конфуцианство — этико-политическое учение, основанное древнекитайским мыслителем Конфуцием.
Основой конфуцианства являются: учение о сыновней почтительности, в соответствии с которым почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах; и учение о воспитании высокоморального (благородного) человека, которому должны быть присущи честность и искренность, прямодушие и бесстрашие, скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям.
Даосизм — одна из китайских религий, возникшая во II—III в. н.э.
Он формировал у верующих естественность, простоту религиозных представлений и религиозных верований, ориентировал не на враждебность к окружающему миру и людям, а на общительность, дружелюбие, сострадание и помощь.
Сикхизм — индийская религия, складывавшаяся в рамках индуизма и синтезировавшая в себе ряд как индуистских, так и мусульманских черт. Он представляет собой попытку преодолеть противостояние индуистской и исламской традиции, поднявшись над их разногласиями.
Джайнизм — религия, принявшая общую для индийских вероучений концепцию кармы и конечного освобождения — нирваны.
Не признавая существования Бога-творца, он считает душу человека вечной субстанцией, а мир — изначальным. Преодолевая полученную как результат прежних жизней телесную оболочку, совершенствуясь, душа может достичь всеведения, всесилия и вечного блаженства.
Синтоизм (от яп. «синто» — букв, «путь богов») — сугубо японская религия. В основе ее лежит культ божеств природы
и предков. Высшим божеством является богиня Аматэрасу, а ее потомком — Дзимму.
Зороастризм — религиозное учение, проповедующее преклонение перед Солнцем и его ролью в отношениях между человеком и космосом.
Каждая из представленных религий формирует у своих верующих определенные стиль мышления и психологические качества, которые находят реальное отражение в их мировосприятии, действиях, поступках и взаимоотношениях с другими людьми.