Введение. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991

Литература

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997.

Битянова М.Р. Социальная психология. М, 2001.

Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л., 1979.

Гришина Н.В. Взаимоотношения в коллективе. Л., 1989.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.

Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Доценко Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипу-лятивного воздействия. М., 1994.

Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия. М., 1992.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002.

Иванов В.А. Политическая психология. М., 1990.

Кавелин СБ. Психология и политика. Тамбов, 1992.

Ковалев А.Г. Курс по социальной психологии. Л., 1972.

Ковалев ГА. Психологическое воздействие. М., 1989.

Козлов В.И. Типы личностей. М., 1999.

Коломинский Я.Л. Психологические взаимоотношения в малых группах. М., 1976.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. М., 2002.

Крысько В.Г. Этнопсихология. М., 2002.

Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.

Куницына Н.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1999.

Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1990.

Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1992.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Малисова И. И. Рефлексивная и коммуникативная компоненты межличностного понимания. М., 1995.

Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

Обозов КН. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.

Обозов НН. Психология межличностных отношений. Киев, 1980.

Обозов Н.Н. Психология менеджмента. СПб., 1994.


Одайник В. Психология политики. М., 1996.

Основы социального психоанализа. М., 1996.

Ларыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1984.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М., 1979.

Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1982.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1967.

Прикладная социальная психология. М., 1998.

Психология воздействия. Проблемы теории и практики. М, 1989.

Психология межличностного познания. М., 1981.

Самыгин СИ., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1979.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М, 1992.

Социальная психология / Под ред А.Л. Столяренко. М., 2001.

Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

Социальная психология: Хрестоматия. М., 1999.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.

Технологии политической власти. Киев, 1995.

Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. М., 1994.

Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

ХьелЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Шаронов В.В. Психология класса: проблемы методологии. Л., 1980.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.

Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.

Шмидт Р. Искусство общения. М., 1992.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.

Щербатых Ю. Искусство обмана. М., 1999.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. Л., 1992.

Юсупов ИМ. Психология взаимопонимания. Казань, 1991Л

Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.


Гидравлика представляет собой теоретическую дисциплину, изучающую вопросы,

связанные с механическим движением жидкости в различных природных и техногенных условиях. Поскольку жидкость (и газ) рассматриваются как непрерывные и неделимые физические тела, то гидравлику часто рассматривают как один из разделов механики так называемых сплошных сред, к каковым принято относить и особое физическое тело -жидкость. По этой причине гидравлику часто называют механикой жидкости или гидро­механикой; предметом её исследований являются основные законы равновесия и движе­ния жидкостей и газов. Как в классической механике в гидравлике можно выделить обще­принятые составные части: гидростатику, изучающую законы равновесия жидкости; ки­нематику, описывающую основные элементы движущейся жидкости и гидродинамику, изучающую основные законы движения жидкости и раскрывающую причины её движе­ния.

Гидравлику можно назвать базовой теоретической дисциплиной для обширного кру­га прикладных наук, с помощью которых исследуются процессы, сопровождающие рабо­ту гидравлических машин, гидроприводов. С помощью основных уравнений гидравлики и разработанных ею методов исследования, решаются важные практические задачи, связан­ные с транспортом жидкостей и газов по трубопроводам, а также с транспортом твёрдых тел по трубам и другим руслам. Гидравлика также решает важнейшие практические зада­чи, связанные с равновесием твёрдых тел в жидкостях и газах, т.е. изучает вопросы плава­ния тел.

Широкое использование в практической деятельности человека различных гидрав­лических машин и механизмов ставят гидравлику в число важнейших дисциплин, обеспе­чивающих научно-технический прогресс.

Большой практический интерес к изучению механики жидкости вызван рядом объек­тивных факторов. В - первых, наличие в природе значительных запасов жидкостей, кото­рые легко доступны человеку. Во- вторых, жидкие тела обладают рядом полезных свойств, делающих их удобными рабочими агентами в практической деятельности чело­века. Немаловажным следует считать и тот фактор, что большинство жизненно важных химических реакций обмена протекают в жидкой фазе (чаще всего в водных растворах).

По этим причинам особый интерес человек проявил к жидкостям на самой ранней стадии своего развития. Вода и воздух (иначе жидкость и газ) были отнесены к числу ос­новных стихий природы уже первобытным человеком. История свидетельствует об ус­пешном решении ряда практических задач с использованием жидкостей уже на самих ранних стадиях развития человека. Первым же научным трудом по гидравлике следует

считать трактат Архимеда «О плавающих телах» (250 г. до н. э.)- Однако в дальнейшем на протяжении нескольких столетий в развитии человечества наступила эпоха всеобщего за­стоя, когда развитие знаний и практического опыта находились на весьма низком уровне. В последующую за этим эпоху возрождения началось бурное развитие человеческих зна­ний, науки, накопление практического опыта. Наравне с развитием других наук начала развиваться и наука об изучении взаимодействия жидких тел.

Первыми крупными работами в этой области следует считать работы Леонардо да Винчи (1548-1620) - в области плавания тел, движения жидкостей по трубам и каналам. В работах Галилео Галилея (1564 - 1642) были сформулированы основные принципы равно­весия и движения жидкости; работы Эванджелиста Торичелли (1604 - 1647) были посве-щены решению задач по истечению жидкости из отверстий, а Блез Паскаль (1623 - 1727) исследовал вопросы по передаче давления в жидкости. Основополагающие и обобщаю­щие работы в области механики физических тел, в том числе и жидких, принадлежат ге­ниальному английскому физику Исааку Ньютону (1643 - 1727), который впервые сфор­мулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения и закон о внутреннем трении в жидкостях при их движении.

Развитию гидромеханики (гидравлики) как самостоятельной науки в значительной степени способствовали труды русских учёных Даниила Бернулли (1700 - 1782), Леонарда Эйлера (1707 - 1783), М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Работы этих великих русских учё­ных обеспечили настоящий прорыв в области изучения жидких тел: ими впервые были опубликованы дифференциальные уравнения равновесия и движения жидкости Эйлера, закон сохранения энергии Ломоносова, уравнение запаса удельной энергии в идеальной жидкости Бернулли.

Развитию гидравлики как прикладной науки и сближению методов изучения теоре­тических и практических вопросов используемых гидравликой и гидромеханикой способ­ствовали работы французских учёных Дарси, Буссинэ и др., а также работы Н.Е. Жуков­ского. Благодаря трудам этих учёных, а также более поздним работам Шези, Вейсбаха, Прандля удалось объединить теоретические исследования гидромеханики с практически­ми и экспериментальными работами, выполненными в гидравлике. Работы Базена, Пуа-зейля, Рейнольдса, Фруда, Стокса и др. развили учение о динамике реальной (вязкой жид­кости). Дифференциальное уравнение Навье - Стокса позволило описать движение реаль­ной жидкости как функцию параметров этой жидкости в зависимости от внешних усло­вий. Дальнейшие работы в области теоретической и прикладной гидромеханики были на­правлены на развитие методов решения практических задач, развитие новых методов ис­следования, новых направлений: теория фильтрации, газо- и аэродинамика и др.

При решении практических вопросов гидравлика оперирует всеми известными мето­дами исследований: методом анализа бесконечно малых величин, методом средних вели­чин, методом анализа размерностей, методом аналогий, экспериментальным методом.

Метод анализа бесконечно малых величин - наиболее удобный из всех методов для количественного описания процессов равновесия и движения жидкостей и газов. Этот ме­тод наиболее эффективен в тех случаях, когда приходится рассматривать движение объек­тов на атомно-молекулярном уровне, т.е. в тех случаях, когда для вывода уравнений дви­жения приходится рассматривать жидкость (или газ) с молекулярно-кинетической теории строения вещества. Основной недостаток метода - довольно высокий уровень абстракции, что требует от читателя обширных знаний в области теоретической физики и умение пользоваться различными методами математического анализа, включая векторный анализ.

Метод средних величин - является более доступным методом, поскольку его основ­ные положения базируется на простых (близких к обыденным) представлениях о строении вещества. При этом выводы основных уравнений в большинстве случаев не требуют зна­ний молекулярно-кинетической теории, а результаты, полученные при исследованиях, этим методом не противоречат «здравому смыслу» и кажутся обоснованными. Недостаток этого метода исследований связан с необходимостью иметь некоторые априорные пред­ставления о предмете исследований.

Метод анализа размерностей может рассматриваться в качестве одного из дополни­тельных методов исследований и предполагает всестороннее знания изучаемых физиче­ских процессов.

Методом аналогий - используется в тех случаях, кода имеются в наличии детально изученные процессы, относящиеся к тому же типу взаимодействия вещества, что и изу­чаемый процесс.

Экспериментальный метод является основным методом изучения, если другие мето­ды по каким- либо причинам не могут быть применены. Этот метод также часто использу­ется как критерий для подтверждения правильности результатов полученных другими ме­тодами.

В конечном счёте, метод изучения движения жидкости, а также уровень изучения (макро или микро) выбирается из условий практической постановки задач и соотношения характерных размеров. Основным мерилом для этих характерных размеров может быть длина свободного пробега молекул. Так для изучения движения жидкости на макро уров­не необходимо, чтобы характерные размеры: L (некоторая длина) и d (ширина) по отно­шению к длине свободного пробега молекул А, находились в соответствии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: