Финансовая политика России

Финансовая политика является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. В современном мире финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Финансовая политика – это совокупность определённых мер осуществляемых государством в той или иной области. Объектом финансовой политики выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это денежные средства, которые находятся в руках субъектов хозяйствования и государства и используются и расходуются на нужды воспроизводства, материальное стимулирование работающих, социальные и др. потребности.

Источники финансовых ресурсов: стоимость ВВП; доходы от внешнеэкономической деятельности; часть накопленного национального богатства (природное богатство, золото - валютный запас).

Аспекты финансовой политики:

1) Содержательный аспект финансовой политики (разработка теоретической концепции в области развития финансов; разработка основных направлений использования финансов разработка конкретных форм и методов финансового механизма).

2) Функциональный аспект (налоговая, бюджетная, страховая политика)

3) Временный аспект (бюджетирование).

4) Управленческий аспект:

- на государственном уровне;

- на региональном уровне;

- на субъективном уровне.

Существуют три типа финансовой политики: классическая, планово-директивная и регулирующая. В основе каждой из них лежат соответствующие экономические теории.

1.До конца 20-хгодов прошлого столетия основным типом финансовой политики для большинства стран был классический. Такая финансовая политика основа на трудах классиков политэкономии А.Смита(1723-1790) и Д.Рикардо (1722-1823) и их последователе. Основное направление-невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в 19 веке вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в индустриально развитых станах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж.М.Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства в экономику и регулирования государством ее циклического развития. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов Большое внимание уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в индустриально развитых странах.

В 1970-е годы в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства и другие процессы, находящиеся в кризисном состоянии.

3. Планово-директивная теория в качестве в качестве основополагающей выдвигала систему директивных планово-распределительных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики. Перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и государственных предприятий происходило в пропорциях строго определенных планов.Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике.Данная система была ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: