double arrow

Эксплерентная (пионерская) стратегия

эксплерентная («первые ласточки» фирмы, венчурные фирмы, инновационные разработки, специализируются по заказу фирм виолентов).

Финансового и материально-технического обеспечения эксплеренту не хватает, поэтому осуществить продвижение и масштабное распространение своей разработи он не в состоянии. В связи с дефицитом ресурсов «первые ласточки» нуждаются в финансовой поддержке. Если помощь предоставляется, то происходит стремительное развитие эксплерента. Эксплерент превращается в виолента.

Превращение малой инновационной фирмы в подразделение виолента позволяет ей осуществлять инновационную деятельность, не испытывая дефицита финансовых ресурсов. А виолент получает доступ к ноу-хау подконтрольной компании.

Эта стратегия конкурентной борьбы связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Речь идет не просто о совершенствовании товаров и услуг, а о крайне рискованном (но и баснословно выгодном в случае удачи) поиске революционных решений. Среди подобных фирм — первопроходцы выпуска персональных компьютеров и ряд фирм в более прозаических отраслях.

Сила эксплерентов обусловлена опережением во внедрении принципиальных нововведений. Это стало основанием для сравнения подобных фирм с «первыми ласточками», раньше других начинающими обживать землю после зимы. Такая компания стремится к созданию нового рынка и извлечению выгод из первоначально еди­ноличного присутствия на нем. Девиз эксплерентов: «Лучше и де­шевле..., если получится». С общехозяйственных позиций роль по­добных компаний огромна.

В современной России эксплерентов мало, хотя они везде — штучный товар. Но перспективы развития этого типа предприятий в стране, славящейся своим научным потенциалом, бесспорны.

Фирмы, реализующие такую конкурентную стратегию, доминируют за счет:

- новизны товара;

- принципиально новой и рискованной идеи, которую стараются быстро внедрить в производство (например, принципиально новой технологии изготовления, сборки, новой схемы финансовых расчетов и т.д.).

Фирмы-эксплеренты, как правило, ищут альянс с крупными предприятиями, стараются быстро внедрить новинку, чтобы на рынке не появились копии или аналоги. Высокая маржа (разность между двумя показателями, например между себестоимостью и ценой) и быстрый рост объемов продаж – основные факторы их успеха. Основной недостаток – вероятность риска в будущем.

Модель Мак-Кинси «7S» представляет собой способ осмысления проблем, связанных с развитием или перестройкой организации. Эта модель не предлагает готовых вариантов стратегий, а позволяет осмыслить внутреннее положение организации, оказывающее влияние на ее будущее. Авторы модели – Томас Питерс, Роберт Уотерман, Ричард Паскаль, Энтони Атос (эксперты Мак-Кинси) пришли к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести (все они начинаются с первых английских букв S). Это:

- стратегия управления (strategy);

- навыков (качество персонала) (skill);

- общепризнанные (разделяемые) ценности (shared values);

- структура организации (structure);

- системы (процессы организации) (system);

- кадры (штат) (staff) и

- стиль руководства (style).

Когда компания собирается изменить свою организацию, семь составляющих изменяются именно в такой последовательности.

На 1-ом этапе определяется стратегия, которая разъясняет, на чем компания должна концентрировать свои усилия и знания и какие согласованные действия нужно произвести, чтобы добиться существенных конкурентных преимуществ.

На втором этапе рассматриваются сильные стороны организации, а также навыки (качество персонала) и разделяемые ценности, которые надо развить или приобрести, чтобы стратегия воплотилась в жизнь. Навыки надо развивать так, чтобы они обеспечили успех, а это накладывает на организацию столь жесткие требования, что она оказывается в состоянии развивать не более трех навыков. Эти навыки формируют новый облик компании и определяют изменения в других факторах. Общепризнанные ценности – главные обстоятельства, которые, по общему признанию, имеют решающее значение для выживания и успеха организации.

На третьем этапе следует выяснить, что требуется изменить в оставшихся пяти факторах, чтобы все перемены дали положительный результат:

- структуре организации – взаимосвязях, складывающихся между различными областями бизнеса, отделами и подразделениями компании;

- системе (процессах организации) – заведенном порядке, процессах, выполнении различных видов работ;

- кадрах (штате) – людях с определенными способностями и квалификацией;

- стиле руководства – личной сигнальной системе руководителей и исполнителей при осуществлении действий;

Взаимосвязь этих составляющих показана на рис.

Рис. Модель Мак-Кинси «7S»

Цель – гармонизация всех семи составляющих между собой. Только так, по мнению создателей модели, можно завоевать сильные позиции на рынке и обеспечить фирме конкурентное преимущество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: