Экспериментально-психологические методики
Среди них особую популярность получили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этих методик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методики адаптированы для лиц с нарушениями зрения, слуха.
Следует учитывать, что с помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма» позволяет делать выводы о памяти, абстрактном мышлении, личностных особенностях. Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важно учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Психолог обязан владеть всеми экспериментально-психологическими методиками, так как именно они являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности.
Дозированная помощь. Важным условием применения экспериментально-психологических методик является оказание дозированной помощи во время обследования.
|
|
Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С. Я. Рубинштейн:
• простое переспрашивание, то есть просьба повторить то или иное слово, поскольку это привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному;
• одобрение или стимуляция дальнейших действий, например «хорошо», «дальше»;
• вопросы о том, почему испытуемый совершил то или иное действие (такие вопросы помогают ему уточнить собственные мысли);
• наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
• подсказка, совет действовать тем или иным способом;
• демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие;
• обучение тому, как надо выполнять задание.
При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных разделов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.
Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, заключаются в следующем:
— сначала следует проверить, не окажутся ли эффективными более легкие виды помощи, и лишь затем перейти к демонстрации и обучению;
- экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным, его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано;
— каждый акт помощи, так же как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол.