Консультирование родителей и педагогов на основе результатов диагностики

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

ДИАГНОСТИКА КАК ОСНОВА

В предыдущей лекции мы говорили о роли психолога при установлении характера нарушений в развитии ребенка в условиях психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Необходимо отметить, что наряду с указанными диагностическими задачами в функции психолога входит и последующее разъяснение родителям целесообразности тех рекомендаций, которые были даны членами ПМПК.

Дело в том, что при проведении медицинского и психолого-педагогического обследования детей с целью решения вопроса о типе учреждения, в котором должен находиться ребенок, могут возникать разные ситуации. В одних случаях действительно необходим перевод ребенка в специальное коррекционное учреждение. В других случаях бывает достаточно правильно организовать работу в условиях учреждений общего типа при условии помощи со стороны семьи.

Если у ребенка установлено глубокое снижение интеллекта, а родители не соглашаются поместить его в детский дом для детей-инвалидов, им очень нужна помощь. Врач дает советы по проведению оздоровительных мероприятий (закаливание, зарядка, специальные упражнения, режим питания и т.д.) и, если требуется, назначает лечение. Психолог и дефектолог отмечают, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей на первый план выступает развитие их общей двигательной активности, у других — формирование произвольной деятельности. Психолог обращает внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. Для этой цели предлагаются доступные игровые задания, специальные упражнения. Если состояние ребенка требует дополнительного наблюдения специалистов, назначается повторное обследование, а родителям на этот период даются рекомендации. В зависимости от состояния речевого развития логопед также дает свои советы. Специалисты оказывают родителям (а если это необходимо, то и другим членам семьи) консультативную и методическую помощь в работе с ребенком.

Перед психологом, работающим в школе, стоят те же задачи, что в ПМПК, но появляются и новые, связанные с обеспечением каждому учащемуся на всем протяжении обучения оптимальных условий для его психического и личностного развития. Это возможно при целенаправленном совместном со всеми членами педагогического коллектива сопровождении детей. Само понятие «сопровождение» включает оказание помощи не только детям, их родителям, но и педагогам.

Как правило, психологическая диагностика начинается с первых дней прихода детей в школу, с установления готовности их к обучению. Очень важно выявить, сформирована ли у ребенка адекватная учебная мотивация; умеет ли он общаться со сверстниками и взрослыми, каковы особенности обучения. При психологическом обследовании обнаруживается соответствие психического развития ребенка его возрасту. Особое внимание психолог обращает на сформированность уровня произвольной деятельности; развитие психофизиологических функций (координации движений, мелкой моторики); развитие вербального и невербального интеллекта, необходимого для усвоения учебного материала. С помощью специальных психологических методик должны быть получены важные показатели общего психофизического и личностного развития ребенка, включающие следующее:

• Особенности эмоциональной реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений (яркость, с сопровождением мимики и жестов; бедность, инертность; неадекватность); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание, неуспешность выполнения предложенного задания, наказание, степень выраженности (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.).

• Особенности внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения);3способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление).

• Особенности ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей; особо отметить роль речевой регуляции).

• Особенности восприятия зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой-левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия.

• Особенности мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, абстрагированию, пониманию смысла и установлению причинно-следственных зависимостей).

• Особенности произвольной и непроизвольной памяти; объем и качество кратковременной и долговременной памяти (особо отметить словесно-логическую память).

• Особенности представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.).

• Особенности речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, лексико-грамматичекое оформление высказывания, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

• Особенности самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Очень важно, чтобы все полученные сведения были правильно интерпретированы с учетом не только актуальных, но и потенциальных возможностей ребенка. Только в этом случае удастся грамотно выделить приоритетные направления работы с ребенком при составлении индивидуальной программы его развития и подобрать наиболее эффективные психологические средства для коррекционных занятий с ребенком.

Содержание индивидуальных коррекционных программ обязательно должно быть скоординировано с другими специалистами (дефектологом, логопедом, врачом). Это важно, чтобы не приводить к перегрузкам ребенка и избежать дублирования при использовании рабочего материала. Каждый из названных специалистов, выполняя свою работу, участвует в достижении общей цели и придерживается направлений деятельности, указанных в индивидуальном плане развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: