Ввиду сложности механизма турбулентного движения характер изменения осредненных скоростей по сечению можно получить лишь опытным путем или с помощью полуэмпирической теории турбулентности. Так, например, для вязкого подслоя делается допущение, что в его пределах касательные напряжения τ0= const
где у — расстояние точки от стенки трубы;
– динамическая скорость;
ν – кинематическая вязкость.
Для турбулентного ядра, по предложению Прандтля, приближенно считают, что продольные и поперечные пульсации пропорциональны расстоянию от стенки и градиенту осредненной скорости. Касательные напряжения в зоне турбулентного ядра близки к касательным напряжениям у стенки (это положение основывается на том, что в этой зоне градиент скорости незначительный, так как скорости мало изменяются (рис.)
,
χ=0,4 – постоянная Никурадзе;
.
Зависимость показывает, что в отличие от параболического закона изменения местных скоростей по сечению при ламинарном движении, при турбулентном движении местная скорость изменяется по логарифмическому закону, т. е. ее изменение происходит более плавно.
|
|
Отношение максимальной осредненной скорости к средней по сечению для турбулентного движения при наиболее распространенных значениях гидравлического коэффициента трения λ = 0,013-0,05 колеблется в пределах 1,15—1,3, что значительно меньше такого отношения (равного двум) при ламинарном движении.