По географическому положению;
По субъектам;
По объектам;
Элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных
Многокритериальный характер структуры рынка.
Можно выделить следующие основные критерии для характеристики структуры рынка:
Объектную структуру рынка характеризуют:
1) Потребительский рынок - рынок потребительских товаров и услуг. Он
включает рынки продовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных,
транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.
Рыночный характер, платность социальных услуг вызывает значительное неприятие в
нашей стране, что связано с бесплатным их предоставлением в рамках советской
системы. Однако повышение качества услуг социальной сферы в современных
условиях невозможно без расширения платных услуг такого рода.
2) Рынок недвижимости до недавнего времени в нашей стране существовал
|
|
в виде купли-продажи частных домов, дач, и других владений такого же типа.
Продавали и кооперативные квартиры. В связи с приватизацией государственного и
муниципального жилищного фонда, а также с продажей квартир в новых домах
постепенно формируется полноценный рынок жилья.
3) Рынок рабочей силы, вообще говоря, в России отсутствовал в связи
отсутствием свободного найма (государственное распределение, оргнаборы) и
увольнений, а также в связи с отсутствием свободы передвижения, рынка жилья и
т.д. Нетоварная форма рабочей силы признавалась в качестве достижения
социализма, однако в действительности это сковывало свободный перелив рабочей
силы между производствами, отраслями и регионами, а, следовательно, было одним
из факторов низкой эффективности советской экономики.
4) Рынок земли - один из самых регулируемых в современных рыночных
системах рынок. Он требует тщательной спецификации прав собственности на землю,
развитого земельного законодательства.
5) Рынок инвестиционных товаров (средств производства, движимых и
недвижимых) - важнейшая составляющая рынка экономических ресурсов, необходимое
условие формирования рыночной системы хозяйства.
6) Финансовые рынки: рынок денег (кредитный рынок), валютный рынок,
фондовый рынок (рынок ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и т.п.).
Кредитный рынок в советской экономике был монополизирован государством, а
валютного и фондового просто не существовало. Мы - свидетели трудного
формирования национальных финансовых рынков.
7) Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационного
|
|
продукта (научного, культурного, духовного, образовательного) находится в
стадии формирования. У нас нет традиций реализации интеллектуальной
собственности - самого ценного объекта собственности.
Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде как
взаимодействие на рынках интегрированных субъектов:
1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей,
одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономики
ресурсов;
2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг и
потребителей экономических ресурсов.
Современные экономические системы, характеризующиеся как смешанные, предполагают
еще один активный экономический субъект: государство, являющееся, с
одной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщиком
и производителем товаров и услуг, часто совершенно особых. О роли государства
подробно будем беседовать в связи с последним вопросом темы.
Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представить
воспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, как
упрощенную схему кругооборота продукта и дохода.
Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем
домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы)
владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляют
предложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесь
покупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которых
производятся товары и услуги.
В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде:
· заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;
· ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;
· процента - дохода от предоставления предпринимательскому сектору
временно свободных денежных ресурсов;
· прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п.
На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются на
противоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперь
покупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученные
на рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятся
поставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благ
доходы.
Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.
В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсном
рынках, в рыночном хозяйстве идет:
1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движение
против часовой стрелки. Это - реальный (или материальный) поток
.
2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение по
часовой стрелке. Это - денежный поток.
Это - одновременные и бесконечно повторяющиеся потоки. Поэтому мы говорим о
кругообороте, а не об обороте.
Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры по
критерию географических и административных границ. В этой связи различают:
1) местный рынок;
2) национальный рынок;
3) мировой рынок.
Местный рынок отличается не только локальным характером, но и
специфическим характером продуктов, обмениваемых на нем. Товарами местного
оборота являются трудно транспортируемые (кирпич, песок, торф) и
скоропортящиеся товары (молоко, яйцо, клубника и т.п.). Специфику местного
рынка определяют местные традиции, географическое положение, климатические
особенности, а также система местных хозяйственных норм и местные особенности
рыночной инфраструктуры.
Национальный рынок - система рынков, складывающихся в рамках современных
государств. Национальные рынки большинства государств являются составными
|
|
частями мирового рынка. Однако мировой рынок - это не просто
совокупность национальных рынков, но и качественно новый уровень. На мировом
рынке действует специфическая система законов и связей, правил международной
торговли и других форм рыночного обмена.
По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, на
которых могут действовать хозяйствующие субъекты:
1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) монополизированный рынок.
Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу,
предложенную К. Макконнелом[15]:
Характеристика | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое число | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизованный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Слабый | Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре | Значительный |
Условие входа на рынок | Свободный вход и выход | Сравнительно легкие | Наличие существенных ограничений | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Инструменты маркетинга | Типична при дифференциа-ции продукта | Public Relations |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия | Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. | Электрические сети |