Рост государственных расходов на величину G приводит к сравнительно большему, на
величину (Y2 - Y1), приросту национального дохода. Это
происходит потому, что государственные расходы увеличивают совокупный спрос и
обусловливают рост национального производства. Изменения государственных
расходов обусловливают действие эффекта мультипликатора.
Увеличение государственных расходов Кейнс не связывал с ростом налоговых
поступлений, следовательно, государственные расходы могут вызвать
бюджетный дефицит. Рекомендация Кейнса нетрадиционна: необходимо дефицитное
финансирование экономики для преодоления циклического спада.
Воздействует на величину равновесного национального производства и
налогообложение. Но, в отличие от расходов, увеличение налогов приводит к
мультипликативному снижению национального производства, занятости и дохода.
Для простоты мы будем полагать, что государство применяет только
налогообложение личных доходов, что сказывается на величине совокупного
|
|
потребления. Такое налогообложение вызывает сокращение доходов, отчего
расходы на потребление снижаются на величину, обусловленную предельной
склонностью к потреблению. Если уровень расходов на потребление после
введения налогов обозначить Ca, то изменение равновесия в
национальной экономике можно интерпретировать следующим графиком:
Рисунок 62. Графическая интерпретация влияния увеличения налогов на доходы
на равновесный объем национального производства.
Равное увеличение государственных затрат и налоговых поступлений приводит к
росту национального дохода на ту же величину. Этот эффект известен в
экономической теории как теорема Т.Хаавельмо. Ряд ученых-экономистов
используют для обозначения этого эффекта термин “мультипликатор
сбалансированного бюджета”.
Краткий анализ дискреционной финансовой политики позволяет сделать следующий
вывод: для стабилизации национальной экономики целесообразно использовать
следующие меры:
· при спадах следует расширять государственные расходы, сокращать налоги. Рост
совокупных расходов и снижение налогового бремени рассматриваются как элементы
стимулирующей финансовой политики;
· при инфляции надлежит ограничить совокупные расходы, а также увеличить
масштабы налогообложения. Эти меры классифицируются как сдерживающая
финансовая политика.
Главная задача дискреционной политики - противодействие циклическим изменениям
совокупного спроса и объема национального производства, что способствует
решению проблем безработицы и инфляции. Наибольший эффект дискреционная
|
|
фискальная политика имеет при длительных спадах производства.
Если имеет место инфляция, то финансовая политика должна ориентироваться на
положительное сальдо госбюджета.
Изменение государственных расходов и масштабов налогообложения может происходить
не только в результате целенаправленных действий правительственных органов. В
определенной мере, их величины корректируются в нужном направлении
автоматически, с помощью так называемых встроенных стабилизаторов
.
Государственные расходы и налоговые поступления имеются в любом современном
национальном хозяйстве. Современные налоговые системы построены так, что в
периоды экономического роста они обеспечивают б о льшую массу налоговых
поступлений, чем в периоды спадов. В то же время выполнение государственных
функций требует определенного, достаточно стабильного, уровня государственных
расходов, независимо от тенденций экономического роста.
В период процветания налоговые поступления автоматически возрастают, что
способствует созданию бюджетного излишка, сдерживанию экономического подъема.
Во время спада налоговые поступления снижаются, возникает дефицит бюджета, а
это означает, что закладываются основы для преодоления спада.
Рисунок 63. Встроенная стабильность бюджетно-налоговой системы.
При объемах национального производства выше потенциального (Y1)
возникает превышение доходов бюджета над расходами (избыток). При величине
национального продукта меньше потенциальной (Y2) имеет место дефицит
бюджета.