Избыточные факторы

Товары, в производстве которых интенсивно используются относительно

Большинство экономистов-теоретиков выступают за свободу торговли

(фритредерство), считают, что она выгодна для каждой из сторон, включенных в

мировую торговлю. Вместе с тем в практике мировой торговли применяется большое

количество ограничений (торговых барьеров), то есть используются элементы

протекционизма. Рассмотрим основные протекционистские меры.

1. Тарифы (пошлины). Пошлина - это разновидность акцизного налога,

устанавливаемого на импортные товары. До 1996 года в России использовались

экспортные и импортные пошлины. Сейчас, также как и в других странах,

применяются только импортные тарифы. Применение тарифов осуществляется

в целях получения дополнительных доходов в бюджет страны. В этих случаях

говорят о фискальных тарифах. Если тарифы используются для защиты

местных товаропроизводителей, то их рассматривают как протекционистские

.

2. Квоты - это максимальные объемы экспорта (импорта) товаров. Они

могут выражаться в долях по отношению к масштабам национального производства

или в абсолютных размерах. Квоты рассматривают как более эффективное средство

сдерживания международной торговли, по сравнению с тарифами.

3. Нетарифные барьеры - это лицензирование импорта, введение

запретов на ввоз определенных видов товаров.

Имеются существенные доводы в защиту политики протекционизма.

1. Существует мнение, что в условиях политической нестабильности

нельзя полагаться на абсолютную свободу торговли. Необходимо защищать

стратегические отрасли, то есть отрасли, производящие товары для национальной

обороны. Полагаться на закупку военной техники и вооружений на мировом рынке

недальновидно.

2. Нестабильность мировой торговли. Считается, что если страна может

производить достаточно широкий спектр товаров и услуг, ей следует

ориентироваться на самообеспечение. Здесь нет однозначного ответа. Однако, при

ориентации на самообеспечение безусловно снижается эффективность национальной

экономики.

3. Считается, что импорт снижает уровень занятости, но это -

близорукий подход. Импорт позволяет основывать и экспортные производства,

специализироваться и создавать при этом дополнительные рабочие места в

национальной экономике.

4. Часто протекционистские барьеры рассматривают как меру по защите

молодых, неконкурентоспособных отраслей. Если для развитых стран это -

слабый аргумент, то для России он имеет важное значение, в силу почти

абсолютной замкнутости советской экономики, ее низкой конкурентоспособности.

Против мер протекционизма выдвигается еще один аргумент: население

страны платит сравнительно большую цену при введении тарифов, квот и других

ограничений торговли, поскольку снижается уровень предложения товаров на

внутреннем рынке страны. Следовательно, благосостояние потребителей и

уровень жизни снижается.

В 90-х годах объем международной торговли растет возрастающими темпами и

составил за 1996 г. 5020 млрд. долл. Самым крупным экспортером и импортером

являются США, внешнеторговый оборот которых составил 28 % общего объема

мировой торговли. Вслед за ними идут Германия (18,8 %) и Япония (15,8 %).

Россия, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), занимает 20-е место

по экспорту и 25-е по импорту.

В середине 90-х годов доля России в мировой торговле составляла менее 1 % (в

середине 80-х - около 4 %). Резкое снижение объемов внешней торговли России

прекратилось. Последние 4 года объемы внешнеторгового оборота растут. В 1995

году он составил (без учета неорганизованной торговли) 123,7 млрд. долл.

(экспорт - 77,3 млрд. долл., в дальнее зарубежье - 64,3 млрд. долл.). Имеет

место положительное сальдо торгового баланса (почти 31 млрд. долл.).

В товарной структуре экспорта России сохраняется сырьевая направленность

(около 90 %), причем преобладают энергоносители. Доля машин и оборудования в

российском экспорте сокращается.

Расширение свободы торговли - заметная тенденция ХХ века. Она реализуется

различными путями.

Одной из форм либерализации торговли является заключение двусторонних

торговых соглашений между странами, предполагающих более благоприятные

режимы их взаимного торгового партнерства.

В целях развития и регулирования международной торговли в 1947 году 23 страны

мира подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ).

ГАТТ предусмотрены следующие принципы торговли:

1) равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц;

2) снижение пошлин;

3) устранение импортных квот.

Создавая режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле странам-

участницам, по отношению к третьим странам ГАТТ предусматривала значительные

ограничения.

К началу 1996 года в ГАТТ состояло около 130 стран. С января 1996 года ГАТТ

заменила ВТО (Всемирная торговая организация). ВТО, помимо ГАТТ,

включает в себя Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым

аспектам интеллектуальной собственности. Таким образом, новая организация

регулирует также обмен услугами и интеллектуальной собственностью.

К концу 90-х годов средневзвешенная ставка таможенных тарифов должна

снизиться примерно до 3 %. У России в середине 90-х годов она составляла

около 15 %.

Россия имеет статус наблюдателя ГАТТ/ВТО. Не являясь членом ВТО, ежегодно из-

за ограничений по допуску товаров на мировые рынки, страна теряет 1,5 млрд.

долл.

Более сложной и развитой формой либерализации торговли является

Экономическая интеграция - объединение рынков двух и более стран в единое

экономическое пространство, предполагающее отсутствие таможенных барьеров,

применение единых норм и стандартов торговли.

Примером интеграционного союза является Европейский Союз (ЕС), история

которого начинается с 1957 года, когда было создано Европейское экономическое

сообщество (ЕЭС). В соответствии с Маастрихтским договором, заключенным

в 1992 году, 15 стран, входящие в ЕС, нацелены на создание полностью единого

внутреннего рынка. Это предполагает свободное перемещение факторов производства

и товаров, создание единого Европейского банка с правом эмиссии единой

европейской валюты ЕВРО. Но на пути формирования Общего рынка стоит много

противоречий и трудностей.

В 1994 году между Россией и ЕС подписан договор о партнерстве и

сотрудничестве. С 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле

между Россией и ЕС. Важнейшим положением документа является запрещение ЕС

применять по отношению к импорту товаров из России количественные

ограничения.

В других регионах мира также существуют интеграционные группировки: АСЕАН

(Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), Союз Арабского Магриба (Алжир, Ливия,

Мавритания, Марокко и Тунис), НАФТА (США, Канада, Мексика) и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: