double arrow

Неорганичны прежней политической и социально-экономической системе нашего

Практические шаги к реализации региональных самоуправленческих начал были

Обозначения обеих взаимосвязанных форм реорганизации региональных отношений.

Стремление к развитию регионального самоуправления и региональной

самостоятельности обнаружилось на самых первых шагах социально - экономических

реформ в нашей стране. Традиционная централизация управления региональным

развитием не обеспечивала необходимых параметров территориального развития:

сохранения и воспроизводства регионального потенциала, тормозила экономический

рост, сдерживала повышение уровня жизни населения.

Это побуждало регионы к обособлению, региональной самостоятельности и, в

чрезвычайных случаях (особенно проявившихся в национально-территориальных

образованиях) - к сепаратизму. Реализация региональной самостоятельности на

практике выразилась в различных формах так называемого регионального, или

территориального хозрасчета. В конце 80-х - начале 90-х годов проблемы

регионального хозяйственного расчета широко обсуждались в печати, велись

практические работы по внедрению хозрасчетных начал в управление региональным

социально-экономическим развитием. Сегодня о региональном хозрасчете если и

вспоминают, то как правило, как о неудачном широкомасштабном экономическом

эксперименте, обреченном на провал. Как в период практического распространения

регионального хозяйственного расчета, так и по прошествии времени особое

неприятие в кругах экономистов-теоретиков вызывает термин "хозяйственный

расчет", применяемый в региональном аспекте.

Мы не склонны считать термин "региональный хозрасчет" неприемлемым,

учитывая расширенную трактовку категории "хозяйственный расчет"

[48]. Вместе с тем, допуская терминологическое разнообразие в обозначении

форм территориальной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не

исключая возможности использования термина "региональный хозрасчет", следует

признать, что предпринимавшиеся в рамках территориального хозрасчета

общества, разрушали целостность административно-командной хозяйственной

системы, базисные основы унитарного государства, каковым в действительности и

была Россия. Вследствие этого многообразные инициативы регионов разных уровней

по внедрению элементов региональной самостоятельности были обречены на провал.

Более того, они явились одним из факторов, ускоривших развал прежней системы

национального хозяйствования, всего социального государственного устройства.

Развитие регионального самоуправления сопряжено с подлинной демократизацией

государственного устройства и децентрализацией хозяйственной жизни общества.

Региональное самоуправление - это не самоизоляция регионов, не автаркия. В то

же время это - не просто разделение государственной власти, передача

отдельных государственных функций на места. Региональное самоуправление

является системой власти, дополняющей федеральную систему территориального

управления, или федеральную региональную политику, но не тождественную ей.

Прежде чем рассматривать конкретные формы и экономические аспекты становления

регионального самоуправления, следует определиться в терминах

"самоуправление", "региональное самоуправление".

Достаточно полное определение самоуправления дается в Большой советской

энциклопедии: "Самоуправление, управление делами территориальной общности,

организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через

выборные органы, либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и

т.п.). Основные признаки самоуправления - принадлежность власти населению или

избирателям соответствующей территории, членам коллектива; самостоятельность в

решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне"

[49].

Необходимость становления регионального самоуправления предопределяется

специфическими российскими условиями: обширной территорией, неравномерностью и

чрезвычайным многообразием экономического потенциала, социокультурного

развития, дифференциацией в качестве и объеме природных ресурсов, спецификой

экологических проблем.

Формирование законодательных основ регионального самоуправления заметно

продвигается вперед. Конституция России закрепила ее статус федеративного

государства, конституционное закрепление получило местное самоуправление,

принят закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации", принимаются уставы (конституции)

субъектов федерации и "мини-конституции" районов, нормативные документы

субъектов федерации по развитию местного самоуправления. Однако в деле

становления новой региональной политики существует целый комплекс проблем,

ждущих своего теоретического осмысления и практического решения. Среди них -

проблемы расширения экономических функций и ответственности субъектов

федерации и местного самоуправления. В последующих темах мы остановимся на

анализе экономических основ становления конкретных форм регионального

самоуправления. В целом же становление новой региональной политики

представляется в виде следующей схемы:

Схема 1. Основные направления становления современной региональной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: