Планирование и принятие Организация

Содержание

Владимир 2007

Моргунова Н.В.

Комплект материалов для дистанционного обучения

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА, ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Разработал:

К.э.н., доцент


Курс лекций. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Управление и работа менеджера. 3

Глава 2. Развитие менеджмента. 12

Глава 3. Среда и эффективность. Сущность организационной среды.. 21

Глава 4. Управление целями организации и планирование. 24

Глава 5. Принятие управленческих решений. 29

Глава 6. Средства принятия решений. 34

ГЛАВА 7. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ.. 37

ГЛАВА 8. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ.. 42

Глава 9. КОНТРОЛЬ.. 48

Тест № 1 для самоконтроля по теме 1. 57

Тест № 2 для самоконтроля по теме 2. 58

ТЕСТ № 3 для самоконтроля по теме 3. 59

ТЕСТ № 4 для самоконтроля по теме 3. 61

Методические указания для практических занятий 67

I. Мотивация, лидерство, имидж.. 67

1. Заручитесь поддержкой лица, стоящего выше вас (поддержка сверху) 78

2. Заручитесь поддержкой коллег (поддержка сбоку). 78

3. Старайтесь получить средства и персонал. 78

4. Постоянно информируйте ваших союзников. 78

5. Постоянно общайтесь с командой, 78

6. Сообщайте о своих успехах вашим союзникам вне компании. 78

7. Устраняйте конфликты, как только они зарождаются. 78

8. Старайтесь смотреть на картину в целом. 78

9. Завоюйте доверие. 78

10. Создайте мотивацию для других. 78

11. Развивайте навыки лидерства в подчиненных. 78

12. Проявите заботу о себе. 78

II. КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ.. 83

КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И ЕЕ СРЕДОЙ.. 83

КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ОТДЕЛАМИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ) 83

КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ И РАБОЧЕЙ ГРУППОЙ.. 83

НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. (80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании). 83

СИСТЕМЫ СБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 85

III. Мозговой штурм в решении управленческих задач. 114

IV. Управление конфликтами. 126

Если вы руководитель, то: 130

V. Приемы эффективного управления. 134

VI. Тайм-менеджмент: 139

Контрольная работа. 144

Рекомендуемая литература. 145


Курс лекций

ВВЕДЕНИЕ

Одно из узких мест развития экономики в сложнейшем переходном периоде - проблема управленческих кадров. По некоторым оценкам, "критическая масса" руководителей, специалистов по экономике и управлению, способных преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить не менее 20% от их общего числа в народном хозяйстве Российской Федерации. А это не менее 3.0 млн. человек. Сформировать такой корпус управленцев нового типа - задача исключительно сложная. Сама жизнь, практика рыночной экономики, предпринимательства будет способствовать ее решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленной деятельности по подготовке и переподготовке кадров, по изучению и распространению передового опыта управления, по применению достижений управленческой науки на практике.

Один из очевидных путей приспособления к рынку состоит в освоении опыта стран, живущих в его условиях уже не одну сотню лет. Весьма ценным аспектом этого опыта в ХХ веке является сфера деятельности и область знаний, охватываемая емким понятием "менеджмент", которое стало уже интернациональным.

В связи с этим важным и актуальным представляется изложение основных вопросов общего менеджмента в сочетании с материалами для самостоятельного изучения теории и решения практических задач.

Глава 1. Управление и работа менеджера

Сущность менеджмента

Возможно, существует столько определений менеджмента, сколько существует книг по менеджменту. Одно из первых гласит: “Знать, что Вы хотите, чтобы люди делали и, затем, следить, чтобы они делали это наилучшим и наиболее дешевым способом”.

Суть этого сложного процесса лучше понять с позиций системного подхода. Согласно теории, в любой организации используются четыре основных ресурса:

· человеческие ресурсы включают управленческие (предпринимательские) способности и труд;

· денежные ресурсы представлены финансовым капиталом, используемым для финансирования как долгосрочных, так и краткосрочных операций;

· материальные ресурсы включают сырье, административные и производственные сооружения и оборудование;

· информационные ресурсы - данные, используемые для выработки эффективных решений.

Менеджеры ответственны за комбинирование и координацию этих ресурсов для достижения целей организации.

Они должны заботиться о выполнении 4-х основных управленческих функций: планирование и принятие решений; организация; руководство; контроль.

Менеджмент - деятельность (планирование и принятие решений, организация, руководство, контроль) направленная на ресурсы организации (трудовые, финансовые, материальные, информационные) для достижения поставленной цели наиболее эффективно (экономично) и результативно.

· Эффективность - использование ресурсов, исключающее непроизводительные потери.

· Результативность - степень достижения целей по качеству, количеству, времени.

Объектами управления являются: производство; оборудование; закупки (снабжение); финансы; сбыт; кадры; кооперация; сервис; НИОКР; информационные потоки; информационное обслуживание.

Управление - целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.

Процесс управления

Внутренние связи между функциями, выполняемыми в процессе управления, показаны на рис.1.

Сплошные линии - связи, как они должны быть теоретически, пунктир - реальный процесс управления.

       
 
   
 


решений

Установление целей организации Определение, как лучше

и определение, как наилучшим сгруппировать деятельность

образом достичь их и ресурсы

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: