double arrow

Неисправности сцепления и их возможные причины

Требования к сцеплениям

Тип и конструкция сцепления должны обеспечивать:

плавное включение (уменьшает динамические нагрузки в трансмиссии и улучшает плавность движения). При автоматическом или полуавтомати-
ческом управлении плавное включение обеспечивается системой автоматического управления. При неавтоматическом управлении плавное включение, особенно при трогании автомобиля с места, в основном зависит от действий водителя;

полное выключение при выключенном состоянии (исключает «ведение» автомобиля и уменьшает опасность остановки двигателя при неподвижном автомобиле, а также уменьшает нагрузку на синхронизаторы коробки передач). В выключенном состоянии полное выключение обеспечивается у фрикционных сцеплений достаточным ходом нажимного диска (обычно 0,8... 1,5 мм для одной пары трения и 0,2...0,3 мм для многодисковых сцеплений) при сохранении параллельности освобожденных поверхностей трения;

полное включение при включенном состоянии (исключает опасность пробуксовывания сцепления при передаче максимального крутящего момента двигателя). Во включенном состоянии полное включение обеспечивается наличием зазора между муфтой выключения сцепления и концами рычагов выключения сцепления, что в основном соответствует свободному ходу педали сцепления. Отсутствие свободного хода приводит к тому, что часть усилия пружин нажимного устройства будет замыкаться через педаль на кузов автомобиля;

минимальный момент инерции ведомых частей (уменьшает работу трения в синхронизаторах коробки передач, а при отсутствии синхронизаторов – уменьшает ударные нагрузки при переключении передач);

эффективный отвод теплоты (устраняет нарушение нормальной работы сцепления из-за перегрева);

износостойкость поверхностей трения и стабильность коэффициента трения при значительном повышении температуры и износе поверхностей трения (обеспечивают повышение надежности и долговечности фрикционных сцеплений);

удобство и легкость управления (облегчает управление автомобилем).

Кроме того, к сцеплениям, как и к остальным механизмам автомобиля, предъявляют такие общие требования, как обеспечение минимальных размеров и массы, высокая надежность, минимальное обслуживание, технологичность.

К неисправностям фрикционного сцепления относятся: пробуксовка под нагрузкой (отсутствие свободного хода педали сцепления);изнашивание или замасливание фрикционных накладок и ослабление пружин;неполное выключение (увеличен свободный ход педали сцепления);перекос рычажков сцепления, заклинивание или коробление ведомого диска;резкое включение (заедание подшипника выключения, поломка демпферных пружин, изнашивание шлицевого соединения первичного вала и муфты ведомого диска);

нагрев, стуки и посторонний шум (постоянное вращение и разрушение подшипника выключения, ослабление заклепок накладок диска, ослабление рычагов сцепления или неправильное их расположение – в одной плоскости).

Неполное выключение сцепления может быть следствием недо­статочного хода нажимного диска, изнашивания шлицев первичного вала коробки передач, деформации ведомого диска, перекоса рычаж­ков. При неполном выключении сцепления невозможно бесшумно включить передачу при трогании с места.

Неполное включение сцепления может быть из-за отсутствия свободного хода, ослабления нажимных пружин, замасливанияфрикционных накладок или их износа. При пробуксовывании сцеп­ления появляется запах гари, автомобиль имеет слишком медленный разгон несмотря на интенсивное увеличение частоты вращения ко­ленчатого вала.

Резкое включение сцепления происходит вследствие заедания выключающей муфты, поломки демпферных пружин, износа шли­цев ступицы ведомого вала, износа и задиров рабочих поверхностей нажимного диска или маховика при износе (до заклепок) фрик­ционных накладок ведомого диска или в результате ослабления заклепок.

Шумы, нагрев, стуки, вибрация и рывки возникают из-за раз­рушения подшипника муфты выключения, ослабления заклепок накладок диска, нарушения положения выключающих рычажков. Износ и разрушение подшипника — результат недостаточного его смазывания, малого свободного хода педали, неправильной эксплуа­тации автомобиля (когда сцепление длительное время удерживается выключенным). Неисправность подшипника обнаруживают по появ­лению шипящего звука высокого тона («писк») при частичном вы­ключении сцепления.


Сейчас читают про: