Управление заемным капиталом
Эффективная финансовая деятельность организации невозможна без регулярного привлечения заемных средств.
Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента.
В современной практике различают множество форм привлечения заемного капитала:
- все виды банковских кредитов
- облигационный займ
- товарный (коммерческий) кредит
- внутренняя кредиторская задолженность
1 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ:
- виды банковских кредитов: бланковый (необеспеченный), овердрафт, возобновляемая и невозобновляемая кредитная линия, ипотечный и т.д. (сроки кредитавания, процентные ставки, условия кредитования, обеспечение кредита – выбирать более выгодные условия)
2 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ:
В соответствии с действующим в России законодадельством акционерные общества и другие виды хозяйственных обществ могут привлекать заемный капитал в форме эмиссии собственных облигаций:
- именные облигации и облигации на предъявителя
|
|
- процентные и дисконтные облигации
- краткосрочные (до одного года) и долгосрочные облигации
- отзывные и безотзывные облигации
3 ФОРМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ: это товарный (коммерческий) кредит
В виде
- отсрочка платежа
- товарный кредит с оформлением задолженности векселем
- открытый счет для постоянных клиентов при многократных поставках
- консигнация, предусматривающая поручение на реализацию товара и его оплату после реализации
Внутренняя кредиторская задолженность – наиболее краткосрочный вид заемных средств, используемый на бесплатной основе, который является периодическим и не поддается точному количественному расчету на планируемый период. В ее состав входит задолженность:
- по оплате труда
- по налогам в бюджет и внебюджет
- по обязательному страхованию имущества и личному страхованию персонала
- по расчетам с дочерними и материнскими компаниями
Этапы управления заемным капиталом:
- изучается общий объем привлеченных заемных средств
- изучается его динамика (изменение) по сравнению с динамикой собственного капитала
- определяются цели привлечения заемного капитала (пополнение оборотных и внеоборотных средств, в инвестиционную деятельность предприятия и тд)
- оценивается стоимость заемного капитала
- определяется структура заемного капитала
Выводы:
Стоимость предприятия определяется исключительно его будущими доходам, не зависит от структуры его капитала (от соотношения в нем собственных и заемных средств), но чрезмерное использование заемного капитала может навредить предприятию (для каждого предприятия существует своя оптимальная доля заемного капитала)
|
|
21. Цена (стоимость капитала): цена ссуды капитала, цена облигации предприятия, цена привилегированной акции, цена обыкновенной акции, накопленная отложенная прибыль
Цена (стоимость) капитала – это общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.
Цена капитала характеризует:
1) уровень цены, которую предприятие должно уплатить владельцам финансовых ресурсов за их использование, т. е. уровень цены единицы капитала;
2) норму прибыли инвестированного капитала, т. е. минимально приемлемую рентабельность для новых вложений.
Каждый источник средств имеет свою цену (стоимость). Например, цена кредитов это – финансовые издержки, включая проценты, уплачиваемые кредиторам; цена облигаций – это процентный доход по ним; цена акций – это дивиденды; цену нераспределенной прибыли принято приравнивать к стоимости (цене) обыкновенной акции (табл. 2.2).
Цены источников выражаются в процентах к привлеченным средствам.
,
где Цк – цена капитала предприятия;
i – количество источников средств;
Ц i – цена каждого источника;
q i – доля источников в общей сумме капитала.