К. Юр.
Таблица 9.
Таблица 6.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО (1712 – 1778)
- ФРАНЦУЗСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ
Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе.
1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания.
2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание.
3. Отрицал официальную религию: каждый свободен верить по-своему.
Важнейшие труды Ж.-Ж.Руссо
1. Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов? (1749)
2. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенствах между людьми (1755).
3. Общественный договор (1762).
4. Эмиль, или о воспитании (1762).
| |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Основная задача нравственного воспитания – воспитание человечности.
2. Пути воспитания человечности:
- уважительное отношение воспитателя к воспитаннику;
- формирование убеждения: человек от природы добр, общество портит и развращает людей;
- изучение биографий выдающихся по своим человеческим качествам исторических деятелей;
- непосредственное включение воспитанника в образ жизни учителя труда;
- приобщение к человеческому страданию и помощь страдающим людям.
| |
умственное, тр задачи Возрастная периодизация и задачи воспитания: от 0 до 2 лет – 1 этап – младенческий возраст, забота о физическом развитии. От 2 до 12 лет – 2 этап (сон разума) – тренировка органов чувств. От 12 до 15 – 3 этап – основные:трудовое, нравственное развитие. От 15 до 18 лет – 4 этап – воспитание социальных добродетелей.
| |
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
1. Воспитывать ребенка надо в обстановке радости, источник которой – уважение потребностей и интересов детей.
2. Опорная точка в воспитании – природа ребенка – учет достигнутого им уровня физического и психического развития, его природных способностей.
3. Предоставление ребенку свободы выбора решений и действий – лучший путь к развитию его природных способностей и интересов.
| |
«Среди стольких удивительных методов, имеющих целью упростить изучение наук, мы, право, очень нуждаемся в том, чтобы кто-нибудь дал указание, как учиться с напряжением сил».
«Непосредственный интерес – великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».
Ж.-Ж.Руссо
| |
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
1. Воспитать самостоятельность мышления, способность составлять обо всем твердое мнение.
2. Воспитание человечности (добрых чувств, суждений, воли, ненависти к рабству).
3. Воспитание привычки к труду.
| |
ДИДАКТИКА
1. Обучение должно быть связано с эмоциональной, практической, интеллектуальной жизнью воспитанника, помогать ему в анализе трудных ситуаций.
2. Источник знаний – личный опыт ученика, средства – развитые органы чувств.
3. Тренировка органов чувств и обогащение впечатлений – пути умственного развития ребенка.
4. Методы обучения: создание ситуаций, выход из которых требует определенного знания; самостоятельное конструирование, ручной труд.
5. Личный опыт довлеет над теорией: «Вы даете науку, я забочусь об орудиях познания».
| |
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО
1.характер познания окружающего мира.
2.Считал, что социальные добродетели (стремление к свободе, ненависть к рабству) можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества социального неравенства.
| |
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Трудовая деятельность является средством умственного, нравственного, волевого, физического развития детей.
2. Изучать надо серию ремесел, способных оказать развивающее влияние.
3. Трудовое обучение осуществляется в реальной трудовой деятельности, воспитанник полностью включен в образ жизни ремесленника.
4. Методы трудового обучения: пример ремесленника, совместная с ним деятельность, самостоятельная работа творческого характера.
5. Трудовое обучение обязательно для всех детей.
| |
Утверждал сенсуалистический
Таблица 7.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ
(1746 – 1827) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ
Цель воспитания: “Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости”; “Целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь только при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека”.
Задачи воспитания:
- содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;
- воспитывать деятельную любовь к людям;
- развивать природные физические силы человека;
- вооружить культурой ручного труда, разнообразными навыками, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.
| | | | | | | |
| | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:
1. Воспитание должно строиться в соответствии с особенностями детской природы, законами ее развития.
2. Средства воспитания следует согласовывать с индивидуальными особенностями ребенка.
3. Развитие «ума, сердца и руки» воспитанников требует организации в школе многосторонней деятельности детей.
| |
| СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ
1. Существует «естественное» и «общественное» состояние человека; человек от природы находится во власти животных инстинктов.
2. Совершенствует человека образ жизни общества и просвещение.
3. Движущими «силами развития человека» являются внешние обстоятельства его жизни (семья) и внутренние силы, заложенные творцом (Богом).
4.Избавит народ от бедственного положения просвещение детей народа.
«Час рождения ребенка есть первый час его просвещения». И.Г.Песталоцци
| |
| | | «…Только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу нравственного воспитания человека».
«Учитель должен вырабатывать в ребенке деятеля, а не пассивное существо…».
| |
|
| | | Труды И.Г Песталоцци:
1. «Лингард и Гертруда» (1781 – 1787).
2. «Как Гертруда учит своих детей».
3. «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить».
4. «Азбука наглядности, или Наглядное обучение об измерении».
5. «Наглядное учение о числе».
6. «Лебединая песня» (1826).
| |
|
|
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Цель – воспитать в детях человечность и «деятельную любовь к людям».
2. Методы: а) беседы на моральные темы, цель которых – побудить детей совершать добрые поступки; интимные беседы, религиозные проповеди;
б) забота каждого из учителей об определенной группе учащихся, внеучебные контакты учителя с детьми: общие собрания, коллективные дела (самообслуживание, многодневные походы, праздники);
в) «дисциплина любви»;
г) недопустимо физическое наказание ребенка чужим человеком.
| |
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
1. Труд – самое надежное средство умственного, нравственного и физического воспитания.
2. Детский труд дает педагогический эффект, если он правильно организован, позволяет проникнуться сознанием человеческого достоинства.
3. Содержание обучения – многосторонняя трудовая подготовка как к сельскохозяйственному, так и к индустриальному труду.
4. Ремесленный политехнизм в сочетании с обучением – путь к наилучшей профессиональной подготовке.
5. Отрицательное влияние однообразного труда.
| |
| | | |
| ДИДАКТИКА
1. Резкая критика практики обучения за вербализм, механическое заучивание.
2. Стремление психологизировать обучение, организовать его с учетом законов развития человеческого ума.
3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения.
4. Формирование культуры наблюдения и развитие мыслительных способностей как ведущие задачи обучения.
5. Теория элементарного образования.
| |
| | ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Физическое воспитание способствует умственному и нравственному росту.
2. Пути физического развития: «естественная физическая гимнастика», труд, занятия изящными искусствами, игры, многодневные туристические походы, спорт (плавание, коньки, лыжи, военные занятия).
| |
|
Таблица 8.
2к.Менедж.Педагогическое учение Адольфа Дистервега
(1790 – 1866) – немецкого педагога-демократа.
кккккккккккккккккккккк
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕРБАРТА
УПРАВЛЕНИЕ:
1. Функция управления: дисциплинировать детей.
- Средства дисциплинирования: режим, приказания и запрещения, надзор, наказания, авторитет и любовь воспитателя к детям, включение детей в интересную деятельность
| |
(1776 – 1841) – НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ-ТЕОРЕТИК.
| | | | | | | |
| | ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ –
подготовка добродетельного и добропорядочного человека, способного содействовать благу существующего строя
| |
|
| | ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:
1. Развитие многосторонних интересов у школьников в процессе обучения.
2..Подавление злой воли ребенка.
3. Формирование цельного нравственного характера.
| |
| | | НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
- Принцип нравственного воспитания – опора на положительное в ребенке.
- Обучение – важнейшее средство развития нравственного сознания, чувств, воли.
- Идеи, требующие усвоения:
- идея внутренней свободы,
- идея совершенства,
- идея благорасположения,
- идея права,
- идея справедливости.
- Нравственные знания должны сопрягаться с сильными и многократными восприятиями нравственного поведения людей.
| |
|
| |
|
Ступени обучения
| Психологическое состояние
| Методы
|
1. Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя
| Внимание
| Рассказ учителя, показ нового материала.
|
2. Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения.
| Ожидание
| Беседа
|
3. Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы.
| Мыслительный поиск
| Выводы, обобщение, определения, формулы
|
4. Метод. Осмысление в состоянии движения.
| Действие
| Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)
|
СХЕМА ОБУЧЕНИЯ
|
| Труды И. Гербарта:
1. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806).
2. Очерк лекций по педагогике (1835).
| |
Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.
Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.
В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.
Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.
Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.
Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.
Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.
Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.
В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоёмкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.
Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:
Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.
Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.
В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.
В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.