Менедж. 16.10.2012 ИП, 10.10.12.СП,ДДП. 05.10.2012ГМУ

К. Юр.

Таблица 9.

Таблица 6.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЖАН-ЖАКА РУССО (1712 – 1778)

- ФРАНЦУЗСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Цель воспитания – подготовка к жизни в обществе.

1. Отвергал общественные устои феодализма и современную ему систему семейного и общественного воспитания.

2. Считал необходимым такое государство, где все работают, где нет ни богатых, ни бедных, все дети получают одинаковое воспитание.

3. Отрицал официальную религию: каждый свободен верить по-своему.

Важнейшие труды Ж.-Ж.Руссо 1. Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов? (1749) 2. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенствах между людьми (1755). 3. Общественный договор (1762). 4. Эмиль, или о воспитании (1762).
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Основная задача нравственного воспитания – воспитание человечности. 2. Пути воспитания человечности: - уважительное отношение воспитателя к воспитаннику; - формирование убеждения: человек от природы добр, общество портит и развращает людей; - изучение биографий выдающихся по своим человеческим качествам исторических деятелей; - непосредственное включение воспитанника в образ жизни учителя труда; - приобщение к человеческому страданию и помощь страдающим людям.
умственное, тр задачи Возрастная периодизация и задачи воспитания: от 0 до 2 лет – 1 этап – младенческий возраст, забота о физическом развитии. От 2 до 12 лет – 2 этап (сон разума) – тренировка органов чувств. От 12 до 15 – 3 этап – основные:трудовое, нравственное развитие. От 15 до 18 лет – 4 этап – воспитание социальных добродетелей.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ 1. Воспитывать ребенка надо в обстановке радости, источник которой – уважение потребностей и интересов детей. 2. Опорная точка в воспитании – природа ребенка – учет достигнутого им уровня физического и психического развития, его природных способностей. 3. Предоставление ребенку свободы выбора решений и действий – лучший путь к развитию его природных способностей и интересов.
«Среди стольких удивительных методов, имеющих целью упростить изучение наук, мы, право, очень нуждаемся в том, чтобы кто-нибудь дал указание, как учиться с напряжением сил». «Непосредственный интерес – великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко». Ж.-Ж.Руссо
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ: 1. Воспитать самостоятельность мышления, способность составлять обо всем твердое мнение. 2. Воспитание человечности (добрых чувств, суждений, воли, ненависти к рабству). 3. Воспитание привычки к труду.
ДИДАКТИКА 1. Обучение должно быть связано с эмоциональной, практической, интеллектуальной жизнью воспитанника, помогать ему в анализе трудных ситуаций. 2. Источник знаний – личный опыт ученика, средства – развитые органы чувств. 3. Тренировка органов чувств и обогащение впечатлений – пути умственного развития ребенка. 4. Методы обучения: создание ситуаций, выход из которых требует определенного знания; самостоятельное конструирование, ручной труд. 5. Личный опыт довлеет над теорией: «Вы даете науку, я забочусь об орудиях познания».
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССО 1.характер познания окружающего мира. 2.Считал, что социальные добродетели (стремление к свободе, ненависть к рабству) можно воспитать у детей аристократов, лишь изолировав их от общества социального неравенства.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Трудовая деятельность является средством умственного, нравственного, волевого, физического развития детей. 2. Изучать надо серию ремесел, способных оказать развивающее влияние. 3. Трудовое обучение осуществляется в реальной трудовой деятельности, воспитанник полностью включен в образ жизни ремесленника. 4. Методы трудового обучения: пример ремесленника, совместная с ним деятельность, самостоятельная работа творческого характера. 5. Трудовое обучение обязательно для всех детей.
Утверждал сенсуалистический
Таблица 7.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ

(1746 – 1827) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПЕДАГОГ-ДЕМОКРАТ

Цель воспитания: “Общее развитие … внутренних сил человеческой природы до степени истинной человеческой мудрости”; “Целостное развитие всех задатков нашей природы, так как лишь только при этом условии может быть достигнуто облагораживание человека”.

Задачи воспитания:

- содействовать развитию умственных сил человека, способности к логическому мышлению;

- воспитывать деятельную любовь к людям;

- развивать природные физические силы человека;

- вооружить культурой ручного труда, разнообразными навыками, которые понадобятся в предстоящей профессиональной деятельности.

               
   
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: 1. Воспитание должно строиться в соответствии с особенностями детской природы, законами ее развития. 2. Средства воспитания следует согласовывать с индивидуальными особенностями ребенка. 3. Развитие «ума, сердца и руки» воспитанников требует организации в школе многосторонней деятельности детей.
 
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И.Г.ПЕСТАЛОЦЦИ 1. Существует «естественное» и «общественное» состояние человека; человек от природы находится во власти животных инстинктов. 2. Совершенствует человека образ жизни общества и просвещение. 3. Движущими «силами развития человека» являются внешние обстоятельства его жизни (семья) и внутренние силы, заложенные творцом (Богом). 4.Избавит народ от бедственного положения просвещение детей народа. «Час рождения ребенка есть первый час его просвещения». И.Г.Песталоцци
     
«…Только одна мать в состоянии заложить правильную чувственную основу нравственного воспитания человека». «Учитель должен вырабатывать в ребенке деятеля, а не пассивное существо…».
 
     
Труды И.Г Песталоцци: 1. «Лингард и Гертруда» (1781 – 1787). 2. «Как Гертруда учит своих детей». 3. «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить». 4. «Азбука наглядности, или Наглядное обучение об измерении». 5. «Наглядное учение о числе». 6. «Лебединая песня» (1826).
 
 


НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Цель – воспитать в детях человечность и «деятельную любовь к людям». 2. Методы: а) беседы на моральные темы, цель которых – побудить детей совершать добрые поступки; интимные беседы, религиозные проповеди; б) забота каждого из учителей об определенной группе учащихся, внеучебные контакты учителя с детьми: общие собрания, коллективные дела (самообслуживание, многодневные походы, праздники); в) «дисциплина любви»; г) недопустимо физическое наказание ребенка чужим человеком.
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 1. Труд – самое надежное средство умственного, нравственного и физического воспитания. 2. Детский труд дает педагогический эффект, если он правильно организован, позволяет проникнуться сознанием человеческого достоинства. 3. Содержание обучения – многосторонняя трудовая подготовка как к сельскохозяйственному, так и к индустриальному труду. 4. Ремесленный политехнизм в сочетании с обучением – путь к наилучшей профессиональной подготовке. 5. Отрицательное влияние однообразного труда.

       
 
ДИДАКТИКА 1. Резкая критика практики обучения за вербализм, механическое заучивание. 2. Стремление психологизировать обучение, организовать его с учетом законов развития человеческого ума. 3. Разработка идеи развивающего и воспитывающего обучения. 4. Формирование культуры наблюдения и развитие мыслительных способностей как ведущие задачи обучения. 5. Теория элементарного образования.
   
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 1. Физическое воспитание способствует умственному и нравственному росту. 2. Пути физического развития: «естественная физическая гимнастика», труд, занятия изящными искусствами, игры, многодневные туристические походы, спорт (плавание, коньки, лыжи, военные занятия).
 



Таблица 8.

2к.Менедж.Педагогическое учение Адольфа Дистервега

(1790 – 1866) – немецкого педагога-демократа.


кккккккккккккккккккккк

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИОГАННА ГЕРБАРТА

УПРАВЛЕНИЕ: 1. Функция управления: дисциплинировать детей.
  1. Средства дисциплинирования: режим, приказания и запрещения, надзор, наказания, авторитет и любовь воспитателя к детям, включение детей в интересную деятельность
(1776 – 1841) – НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ-ТЕОРЕТИК.

               
   
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – подготовка добродетельного и добропорядочного человека, способного содействовать благу существующего строя
 
   
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ: 1. Развитие многосторонних интересов у школьников в процессе обучения. 2..Подавление злой воли ребенка. 3. Формирование цельного нравственного характера.
     
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  1. Принцип нравственного воспитания – опора на положительное в ребенке.
  2. Обучение – важнейшее средство развития нравственного сознания, чувств, воли.
  3. Идеи, требующие усвоения:
- идея внутренней свободы, - идея совершенства, - идея благорасположения, - идея права, - идея справедливости.
  1. Нравственные знания должны сопрягаться с сильными и многократными восприятиями нравственного поведения людей.
 
 
 


Ступени обучения Психологическое состояние Методы
1. Ясность. Углубление в знания в состоянии покоя Внимание Рассказ учителя, показ нового материала.
2. Ассоциация. Углубление в знания в состоянии движения. Ожидание Беседа
3. Система. Осмысливание в состоянии покоя. Ученик приводит полученные знания в систему, делает выводы. Мыслительный поиск Выводы, обобщение, определения, формулы
4. Метод. Осмысление в состоянии движения. Действие Применение правил на практике (решение задач, упражнений и т.д.)

СХЕМА ОБУЧЕНИЯ

 
 
Труды И. Гербарта: 1. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806). 2. Очерк лекций по педагогике (1835).

Немецкий педагог-демократ А.Дистервег (1790 – 1866), будучи последователем идей И.Г.Песталоцци, опубликовал ряд трудов по педагогике, в которых раскрыл сущность процесса обучения; издал учебники по математике, естествознанию, немецкому языку и другим предметам.

Из зарубежных педагогов новейшего времени в нашей стране хорошо известен польский писатель, врач, педагог Я.Корчак (настоящее имя – Г.Гольдшмит, 1878 – 1942), который утверждал и реализовывал гуманистический подход к воспитанию детей.

В России и Беларуси педагогические знания и практика имеют также давнюю традицию. При археологических раскопках древнего Новгорода было обнаружено большое количество берестяных грамот с азбукой и началами математики, что неопровержимо доказывает существование школ в 1030 г. Причем многие источники свидетельствуют, что грамота была доступна не только именитым, но и рядовым гражданам.

Значимой была педагогическая деятельность выходца из Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680). В 1667 г. он был назначен воспитателем царских детей и обучал царевичей Алексея, Федора и царевну Софью, под его наблюдением воспитывался и Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 г. и расширила систему высшего образования в российском государстве. С.Полоцкий считал главными факторами воспитания личный пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется становление и развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека.

Огромный вклад в отечественную педагогику внесли К.Д.Ушинский (1824 – 1870), который разрабатывал проблемы дидактики, принцип народности в воспитании, Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который обосновал сущность и принципы воспитания, изучал проблемы развития учащихся посредством обучения, пути формирования нравственной личности и Л.Н.Толстой (1828 – 1910), утвердивший идеи свободной педагогики.

Основоположником научной педагогики в России признан К.Д.Ушинский. Его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, а также литературные произведения послужили задачам создания школы, которая развивала духовные силы, творческие способности человека, способствующие личностной самореализации. Он по праву считается создателем народной школы в России. Великий педагог создал несколько учебников, в их числе можно назвать «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение.

Главный фундаментальный труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» содержит обоснование содержательно-эвристического понимания педагогики. Педагогика, по его мнению, не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании, поэтому и все науки, изучающие человека, должны иметь педагогический статус. Идея Ушинского о разработке интегральной науки, в основе которой лежит педагогическая деятельность, названная им педагогической антропологией, является актуальной в наши дни и находит свое практическое применение.

Среди более поздней плеяды педагогов наиболее известны С.Т.Шацкий (1878 – 1934), П.П.Блонский (1884 – 1941), А.С.Макаренко (1888 – 1939), В.А.Сухомлинский (1918 – 1970). Труды отечественных педагогов, в которых изложен опыт создания и управления учебно-воспитательным учреждением, разработаны концепции воспитания и обучения, проблемы организации детских и юношеских коллективов, получили мировое признание.

В настоящее время многие педагоги-новаторы разрабатывают новые подходы к воспитанию и обучению. Так, в последние годы получила распространение педагогика сотрудничества, разработанная в книгах Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталова, Е.Н.Ильина и др. Более разнообразной становится система образовательных учреждений. Некоторые школы преобразованы в гимназии, открыты частные школы, лицеи, колледжи, многие педагоги работают по своим авторским учебным программам. Изменения происходят и в вузах: внедряются новые интеллектуалоёмкие педагогические технологии (в частности, компьютерные), личностно-ориентированное образование, блочно-модульное, дистанционное обучение и многое другое, интенсивное «погружение» в темы.

Термин «педагогика» употребляется во многих значениях:

Во-первых, выделяется бытовое значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, т.е. обучает и воспитывает своих детей, членов своей семьи, оказывает влияние на сотрудников по работе, занимается самовоспитанием.

Во-вторых, подчеркивается практическое значение педагогики. Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду. При этом необходимо выделить взаимосвязь народной (житейской) педагогики с педагогическим мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального. Поэтому педагогические теории, концепции, модели, методики и технологии строятся только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания входит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выделяется в качестве педагогической культуры человека, педагогической готовности специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: