Информационных ресурсов России

Количественные характеристики некоторых видов

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

тематика хранящейся в них информации — обществен­но-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;

форма собственности — государственная (федераль­ная, субъекта федерации, муниципальная), обществен­ных организаций, акционерная, частная;

доступность информации — открытая, закрытая, кон­фиденциальная;

принадлежность к определенной информационной си­стеме — библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

источник информации — официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, резуль­таты социологических исследований и т. п.;

назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

форма представления информации — текстовая, циф­ровая, графическая, мультимедийная;

вид носителя информации — бумажный, электронный.

Результаты переписи баз данных, проведенной Госкомитетом России в 1996 году и охватившей около 54 тыс. предприятий. Базы данных в этот период имели более половины охваченных пере­писью предприятий, а общее количество баз данных а России составило около 800 тысяч. При этом половина из них оказалась базами данных собственного произ­водства.

Общий объем баз данных в России составил свыше 160 терабайт. При этом в государственной собственно­сти находилось около 30% всех БД, в муниципальной — 10%, в частной — 15%, а в иностранной или же смешан­ной собственности — менее 3% баз данных.

Распределение информационных ресурсов по реги­онам России оказалось неравномерным. Так, например, около 20% баз данных находятся в Центральном регио­не (из них около 10% — в Москве). Затем следует Западно-Сибирский регион (15%), Северо-Западный регио] (12%), а потом остальные регионы страны (по 4—6% в каждом).

Что же касается ведомственной принадлежности, тг здесь лидером оказался Миноборонпром (более 6%), аутсайдером—Министерство образования (менее 1,5%)

При анализе приведенных выше статистических данных следует иметь ввиду, что именно в последние годы в России реализуется ряд федеральных, межведом­ственных и региональных программ, направленных Не развитие информационных ресурсов в сфере науки образования и культуры. Поэтому современная ситуа­ция в этой области может существенно отличаться oi ситуации 1996 года.

Информационная технология это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. Эта же концепция справедлива и для технологии переработки информации.

ПЕРЕДАЧА, ОБРАБОТКА и ХРАНЕНИЕ - эти 3 процесса называются информационными.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Одним из таких направлений является дальнейшее развитие отечественной системы патентной информа­ции нее более полное включение в мировую патентную систему с соблюдением всех действующих в этой обла­сти международных норм и стандартов.

В настоящее время Роспатент уже внедрил и актив­но использует современную отечественную информаци­онную технологию, которая обеспечивают не только формирование полнотекстовых баз данных патентной информации на компакт-дисках типа CD-ROM, но так­же и эффективный поиск этой информации по различ­ным признакам. Эта технология была разработана в ре­зультате тесного научно-технического сотрудничества специалистов Роспатента с Институтом проблем инфор­матики РАН и по своим функциональным возможностям не только не уступает западным разработкам, но и пре­восходит их по многим параметрам (поиск информации по структурным химическим формулам, сжатие данных, работа пользователей с изображениями и т. п.).

Сейчас планируется проведение еще одного проек­та, который даст возможность доступа отечественных и зарубежных пользователей к патентной информации через сеть ИНТЕРНЕТ.

Второе направление представляет собой создание проблемноориентированных баз данных о нашей пла­нете, полученных в результате наблюдений с косми­ческих аппаратов. Ведь Россия — это одна из двух крупнейших космических держав мира, в которой уже накоплены колоссальные массивы информации по наблюдениям из космоса. Эта информация край­не необходима другим странам мира для решения своих экологических, сельскохозяйственных, мелио­ративных и других проблем. И за нее будут платить хорошие деньги, если соответствующие информаци­онные ресурсы будут подготовлены по международ­ным стандартам и станут поставляться на мировой ин­формационный рынок.

Мало того, нетрудно спрогнозировать, что спрос на такого рода информацию в дальнейшем будет возрас- тать в.связи с обострением во многих регионах мира экологических проблем и необходимостью их скорей­шего решения.

Третье направление связано с формированием элек­тронных информационных ресурсов по различным объек-там российской культуры, к истории и достижениям ко­торой проявляется большой интерес народов всего мира. Наши музеи, картинные галереи, а также фонды наших библиотек и архивов — поистине необозримое поле де­ятельности для внедрения новых информационных тех­нологий для того, чтобы достижения российской культу­ры стали более доступными для всего мира и прежде всего — для ее собственного народа, который в резуль­тате распада СССР стал разделенной нацией.

Можно было бы назвать еще целый ряд направле­ний развития национальных информационных ресур­сов России, которые являются сегодня уникальными и поэтому безусловно могут быть востребованы на миро­вом информационном рынке.

К их числу относятся палеонтологическая информа­ция, банк данных и знаний по диагностике и лечению острых химических отравлений и многие другие.

Перечисленные выше примеры приведены затем, чтобы показать, что государственная политика России в области информационных ресурсов может должна быть направлена на то, чтобы обеспечить ее вхождение в ми­ровой информационный рынок в качестве равноправно­го партнера. Эта проблема имеет для нашей страны пер­востепенное стратегическое значение. И не только потому, что ее решение принесет России значительные прибыли от продажи соответствующих информационных продуктов и услуг. Она также даст возможность развить собственную национальную информационную инфра­структуру, создать тысячи новых рабочих мест в инфор­мационной сфере общества, будет содействовать разви­тию его информационной культуры.

Кроме того, в силу глобальности мирового инфор­мационного пространства Россия получит возможность приобрести те же информационные преимущества, которые имеют сегодня развитые страны мира, поддер­живающие это пространство.

Главной целью государственной политики любой страны в информационной сфере на современном этапе является создание благоприятных условий для ее максимального развития, поддержки производства информационных продуктов и их продви­жения как на внутренний, так и на внешний рынок. Важным средством для достижения этой цели является правовое регулирование в области информационных ресурсов.

Основными задачами правового регулирования в этой области являются:

упорядочение имущественных отношений в области информационных ресурсов, юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, обще­ственных и коммерческих структур, а также физичес­ких лиц;

• распределение полномочий и ответственности в облас­ти информационных ресурсов между федеральными органами государственной власти и субъектами Феде­рации;

• обеспечение формирования государственных информа­ционных ресурсов страны и выделение необходимого для этого финансирования;

• содействие развитию внутреннего и внешнего рынка информационных продуктов и услуг путем создания благоприятствующей этому правовой базы;

• обеспечение сохранности государственной и коммер­ческой тайны, а также информационной безопасности страны и ее граждан.

Одной из серьезных правовых проблем в области информационных ресурсов является проблема преодо­ления необоснованного монополизма на информацию со стороны отдельных государственных органов, ми­нистерств и ведомств. Эта проблема, конечно же, не нова. Она была всегда и сохранится впредь, по крайней мере до тех пор, пока обществом будет управлять бюрократия. Ведь монополия на информацию всегда дает ее обладателям значительные материальные вы годы или же политические преимущества. Поэтому решая эту проблему, нельзя обольщаться. Реалистичес­кий подход здесь состоит в том, чтобы не пытаться ликвидировать эту проблему полностью, а в том, чтобы ослабить ее влияние.

Другими словами, уровень экономических и соци­альных диспропорций, который обусловлен влиянием данной проблемы, должен быть таким, чтобы он не на­носил существенного ущерба стратегическим интере­сам государства и общества.

Одной из эффективных мер борьбы с монополи­ей на информацию является децентрализация систе­мы информирования общества. Она может проявлять­ся в виде демополизации информационных фондов, а также средств массовой информации (печати, радио, телевидения, киностудий). В эффективности этой меры мы сегодня убеждаемся в своей повседневной практике. Можно что угодно говорить об ангажиро­ванности отдельных газет или каналов российского те­левидения. Однако вряд ли кто может оспорить тот факт, что сегодня мы являемся гораздо более инфор­мированными о происходящих в стране и за рубежом событиях, чем это было при тоталитарном режиме, где правом на информацию обладали лишь государствен­ные органы.

И это произошло благодаря тому, что сегодня граж­дане России имеют реальную возможность получать информацию из нескольких источников.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

«Об информации, информатизации и защите информа­ции» в нашей стране сегодня действует еще целый ряд законодательных и нормативных актов, которые и со­ставляют правовую основу деятельности государства, а также юридических и физических лиц в области инфор­мационных ресурсов.

В числе этих документов необходимо отметить сле­дующие:

• федеральный закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23.11.1994 г.

• федеральный закон «Об обязательном экземпляре до­кументов» (23.12.1994г.);

• постановление Правительства РФ от 01.12.1994г. «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»;

• положение о Российском государственном историчес­ком архиве;

• федеральный закон «Об участии в международном ин­формационном обмене».

В настоящее время подготовлены и рассматрива­ются Государственной Думой России проекты законов о защите персональной и коммерческой тайны. Начата подготовка законопроектов «Об информационном обеспечении органов государственной власти» и «Об электронной цифровой подписи». Однако всех этих правовых актов для нормального функционирования общества в новой информационной среде, конечно же, еще недостаточно. Остро необходимы законодательные акты, которые должны обеспечить:

• правовое регулирование процессов функционирования российских сегментов международных глобальных ин­формационных систем и в первую очередь — сети ИН­ТЕРНЕТ;

• охрану прав потребителей информационных продуктов и услуг;

• защиту населения России от вредного воздействия от­дельных видов информационной продукции;

• правовую основу применения новых информационно-телекоммуникационных технологий в таких сферах, как дистанционное обучение, медицина, досуг населе­ния и т. п.

Таким образом, проблема правового регулирования в сфере формирования и использования информацион­ных ресурсов в настоящее время находится в России еще в начальной стадии своего решения. Многое здесь за­висит от уровня развития информационной культуры об­щества, которая должна стимулировать развитие его информационных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: