Количественные характеристики некоторых видов
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
тематика хранящейся в них информации — общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и пр.;
форма собственности — государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации — открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе — библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;
источник информации — официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;
назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное и т. п.;
форма представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации — бумажный, электронный.
Результаты переписи баз данных, проведенной Госкомитетом России в 1996 году и охватившей около 54 тыс. предприятий. Базы данных в этот период имели более половины охваченных переписью предприятий, а общее количество баз данных а России составило около 800 тысяч. При этом половина из них оказалась базами данных собственного производства.
Общий объем баз данных в России составил свыше 160 терабайт. При этом в государственной собственности находилось около 30% всех БД, в муниципальной — 10%, в частной — 15%, а в иностранной или же смешанной собственности — менее 3% баз данных.
Распределение информационных ресурсов по регионам России оказалось неравномерным. Так, например, около 20% баз данных находятся в Центральном регионе (из них около 10% — в Москве). Затем следует Западно-Сибирский регион (15%), Северо-Западный регио] (12%), а потом остальные регионы страны (по 4—6% в каждом).
Что же касается ведомственной принадлежности, тг здесь лидером оказался Миноборонпром (более 6%), аутсайдером—Министерство образования (менее 1,5%)
При анализе приведенных выше статистических данных следует иметь ввиду, что именно в последние годы в России реализуется ряд федеральных, межведомственных и региональных программ, направленных Не развитие информационных ресурсов в сфере науки образования и культуры. Поэтому современная ситуация в этой области может существенно отличаться oi ситуации 1996 года.
Информационная технология это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. Эта же концепция справедлива и для технологии переработки информации.
ПЕРЕДАЧА, ОБРАБОТКА и ХРАНЕНИЕ - эти 3 процесса называются информационными.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Одним из таких направлений является дальнейшее развитие отечественной системы патентной информации нее более полное включение в мировую патентную систему с соблюдением всех действующих в этой области международных норм и стандартов.
В настоящее время Роспатент уже внедрил и активно использует современную отечественную информационную технологию, которая обеспечивают не только формирование полнотекстовых баз данных патентной информации на компакт-дисках типа CD-ROM, но также и эффективный поиск этой информации по различным признакам. Эта технология была разработана в результате тесного научно-технического сотрудничества специалистов Роспатента с Институтом проблем информатики РАН и по своим функциональным возможностям не только не уступает западным разработкам, но и превосходит их по многим параметрам (поиск информации по структурным химическим формулам, сжатие данных, работа пользователей с изображениями и т. п.).
Сейчас планируется проведение еще одного проекта, который даст возможность доступа отечественных и зарубежных пользователей к патентной информации через сеть ИНТЕРНЕТ.
Второе направление представляет собой создание проблемноориентированных баз данных о нашей планете, полученных в результате наблюдений с космических аппаратов. Ведь Россия — это одна из двух крупнейших космических держав мира, в которой уже накоплены колоссальные массивы информации по наблюдениям из космоса. Эта информация крайне необходима другим странам мира для решения своих экологических, сельскохозяйственных, мелиоративных и других проблем. И за нее будут платить хорошие деньги, если соответствующие информационные ресурсы будут подготовлены по международным стандартам и станут поставляться на мировой информационный рынок.
Мало того, нетрудно спрогнозировать, что спрос на такого рода информацию в дальнейшем будет возрас- \и тать в.связи с обострением во многих регионах мира экологических проблем и необходимостью их скорейшего решения.
Третье направление связано с формированием электронных информационных ресурсов по различным объек-там российской культуры, к истории и достижениям которой проявляется большой интерес народов всего мира. Наши музеи, картинные галереи, а также фонды наших библиотек и архивов — поистине необозримое поле деятельности для внедрения новых информационных технологий для того, чтобы достижения российской культуры стали более доступными для всего мира и прежде всего — для ее собственного народа, который в результате распада СССР стал разделенной нацией.
Можно было бы назвать еще целый ряд направлений развития национальных информационных ресурсов России, которые являются сегодня уникальными и поэтому безусловно могут быть востребованы на мировом информационном рынке.
К их числу относятся палеонтологическая информация, банк данных и знаний по диагностике и лечению острых химических отравлений и многие другие.
Перечисленные выше примеры приведены затем, чтобы показать, что государственная политика России в области информационных ресурсов может должна быть направлена на то, чтобы обеспечить ее вхождение в мировой информационный рынок в качестве равноправного партнера. Эта проблема имеет для нашей страны первостепенное стратегическое значение. И не только потому, что ее решение принесет России значительные прибыли от продажи соответствующих информационных продуктов и услуг. Она также даст возможность развить собственную национальную информационную инфраструктуру, создать тысячи новых рабочих мест в информационной сфере общества, будет содействовать развитию его информационной культуры.
Кроме того, в силу глобальности мирового информационного пространства Россия получит возможность приобрести те же информационные преимущества, которые имеют сегодня развитые страны мира, поддерживающие это пространство.
Главной целью государственной политики любой страны в информационной сфере на современном этапе является создание благоприятных условий для ее максимального развития, поддержки производства информационных продуктов и их продвижения как на внутренний, так и на внешний рынок. Важным средством для достижения этой цели является правовое регулирование в области информационных ресурсов.
Основными задачами правового регулирования в этой области являются:
• упорядочение имущественных отношений в области информационных ресурсов, юридическая защита прав собственности на эти ресурсы государственных, общественных и коммерческих структур, а также физических лиц;
• распределение полномочий и ответственности в области информационных ресурсов между федеральными органами государственной власти и субъектами Федерации;
• обеспечение формирования государственных информационных ресурсов страны и выделение необходимого для этого финансирования;
• содействие развитию внутреннего и внешнего рынка информационных продуктов и услуг путем создания благоприятствующей этому правовой базы;
• обеспечение сохранности государственной и коммерческой тайны, а также информационной безопасности страны и ее граждан.
Одной из серьезных правовых проблем в области информационных ресурсов является проблема преодоления необоснованного монополизма на информацию со стороны отдельных государственных органов, министерств и ведомств. Эта проблема, конечно же, не нова. Она была всегда и сохранится впредь, по крайней мере до тех пор, пока обществом будет управлять бюрократия. Ведь монополия на информацию всегда дает ее обладателям значительные материальные вы годы или же политические преимущества. Поэтому решая эту проблему, нельзя обольщаться. Реалистический подход здесь состоит в том, чтобы не пытаться ликвидировать эту проблему полностью, а в том, чтобы ослабить ее влияние.
Другими словами, уровень экономических и социальных диспропорций, который обусловлен влиянием данной проблемы, должен быть таким, чтобы он не наносил существенного ущерба стратегическим интересам государства и общества.
Одной из эффективных мер борьбы с монополией на информацию является децентрализация системы информирования общества. Она может проявляться в виде демополизации информационных фондов, а также средств массовой информации (печати, радио, телевидения, киностудий). В эффективности этой меры мы сегодня убеждаемся в своей повседневной практике. Можно что угодно говорить об ангажированности отдельных газет или каналов российского телевидения. Однако вряд ли кто может оспорить тот факт, что сегодня мы являемся гораздо более информированными о происходящих в стране и за рубежом событиях, чем это было при тоталитарном режиме, где правом на информацию обладали лишь государственные органы.
И это произошло благодаря тому, что сегодня граждане России имеют реальную возможность получать информацию из нескольких источников.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
«Об информации, информатизации и защите информации» в нашей стране сегодня действует еще целый ряд законодательных и нормативных актов, которые и составляют правовую основу деятельности государства, а также юридических и физических лиц в области информационных ресурсов.
В числе этих документов необходимо отметить следующие:
• федеральный закон «О библиотечном деле», принятый Государственной Думой 23.11.1994 г.
• федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» (23.12.1994г.);
• постановление Правительства РФ от 01.12.1994г. «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации»;
• положение о Российском государственном историческом архиве;
• федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».
В настоящее время подготовлены и рассматриваются Государственной Думой России проекты законов о защите персональной и коммерческой тайны. Начата подготовка законопроектов «Об информационном обеспечении органов государственной власти» и «Об электронной цифровой подписи». Однако всех этих правовых актов для нормального функционирования общества в новой информационной среде, конечно же, еще недостаточно. Остро необходимы законодательные акты, которые должны обеспечить:
• правовое регулирование процессов функционирования российских сегментов международных глобальных информационных систем и в первую очередь — сети ИНТЕРНЕТ;
• охрану прав потребителей информационных продуктов и услуг;
• защиту населения России от вредного воздействия отдельных видов информационной продукции;
• правовую основу применения новых информационно-телекоммуникационных технологий в таких сферах, как дистанционное обучение, медицина, досуг населения и т. п.
Таким образом, проблема правового регулирования в сфере формирования и использования информационных ресурсов в настоящее время находится в России еще в начальной стадии своего решения. Многое здесь зависит от уровня развития информационной культуры общества, которая должна стимулировать развитие его информационных потребностей.