Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки, Этоттермин сталвсе более широко использоваться в отечественной научнойлитературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационныересурсы. Проблемы промышленного использования» [53]. Однако в мировой научной литературе понятие информационного ресурса все еще не имеет однозначного толкования, несмотря нато, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.
Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информация», «информационный процесс», «когнитивный процесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальнейших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также определение и исследование закономерностей формирования,
|
|
преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.
Для решения этой проблемы, по-видимому, потребуется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к пониманию процессов формирования знаний.
Необходимо отметить, что в настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие основные виды знаний:
" понятийные знания, которые раскрывают смысл понятий и терминов, используемых в той или иной сфере человеческой деятельности;
• конструктивные знания, позволяющие понять конструкцию (т. е. устройство) тех или иных объектов природы и общества, а также принципы их функционирования;
• процедурные (алгоритмические знания, определяющие порядок действий для достижения определенных целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;
• фактографические знания, представляющие собой некоторые факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем.
В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в нескольких различных формах. При этом информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную.