Тема2. Информационные ресурсы как форма представления знаний

Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных не только для социальной информа­тики, но и для информатики в целом, как фундаменталь­ной науки, Этоттермин сталвсе более широко использо­ваться в отечественной научнойлитературе после выхода в свет хорошо известной специалистам монографии Г.Р. Громова «Национальные информационныересурсы. Проблемы промышленного использования» [53]. Одна­ко в мировой научной литературе понятие информаци­онного ресурса все еще не имеет однозначного толкова­ния, несмотря нато, что оно является одним из ключевых в проблеме информатизации общества.

Трудность здесь заключается в том, что понятие информационного ресурса тесным образом связано с таким фундаментальными, но еще недостаточно четко определенными понятиями, как «знания», «информа­ция», «информационный процесс», «когнитивный про­цесс». Поэтому одной из важнейших проблем дальней­ших научных исследований в области социальной информатики является проблема раскрытия сущности информационного ресурса как формы представления знаний, его роли в социальных процессах, а также оп­ределение и исследование закономерностей формиро­вания,

преобразования и распространения различных видов информационных ресурсов в обществе.

Для решения этой проблемы, по-видимому, потре­буется не только новое понимание информационных процессов в обществе, но и новые подходы к понима­нию процессов формирования знаний.

Необходимо отметить, что в настоящее время в когнитологии и теории интеллектуальных систем принято различать следующие основные виды знаний:

" понятийные знания, которые раскрывают смысл поня­тий и терминов, используемых в той или иной сфере человеческой деятельности;

• конструктивные знания, позволяющие понять конструк­цию (т. е. устройство) тех или иных объектов природы и общества, а также принципы их функционирования;

• процедурные (алгоритмические знания, определяю­щие порядок действий для достижения определенных целей или же рациональной реализации тех или иных процессов;

• фактографические знания, представляющие собой не­которые факты, справедливость которых установлена теоретическим или экспериментальным путем.

В современном обществе перечисленные выше виды знаний могут быть представлены в нескольких различ­ных формах. При этом информационные ресурсы пред­ставляют собой лишь одну из возможных форм представ­ления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: