double arrow

Планирование. Планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства

Планирование - это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Планирование помогает ответить на вопросы:

1. Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Каким образом и при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Как показывает практика, применение планирования дает преимущества:

· возможность подготовки к использованию будущих благоприятных условий;

· проясняет возникающие проблемы;

· улучшает координацию действий в организации;

· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

· способствует более рациональному распределению ресурсов;

· улучшает контроль в организации.

Принципы планирования в организации.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Выделяют пять принципов (Файоль, Акофф):

1. Принцип единства. Предполагает, что планирование должно иметь системный характер, строиться на принципах интеграции и координации (взаимосвязь и одновременность планов всех структурных единиц).

2. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемых им функций. Планирование, основанное на принципе участия называют партисипативным. ( Преимущества: более глубокое понимание организации каждым участником; планы организации становятся личными планами работающих, участие в достижении целей; саморазвитие работников; объединение двух противоречивых функций управления: оперативного руководства и планирования).

3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла, разработанные планы должны постоянно приходить на смену друг другу.

4. Принцип гибкости. Заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

5. Принцип точности. Планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Типы планирования.

В зависимости от горизонта планирования:

· Долгосрочное планирование (от 10 (5) до25 лет);

· Среднесрочное планирование (5 лет (3 года));

· Краткосрочное планирование (1-2 года).

В зависимости от значения в процессе плановой деятельности:

· стратегическое планирование (3-5 лет) (определение наиболее эффективных направлений деятельности и развития организации, обеспечивающих достижение намеченных долгосрочных ориентиров);

· тактическое планирование (1 год) (выработка решений о распределении ресурсов предприятия для достижения стратегических целей);

· оперативное планирование (планирование отдельных технологических операций (функций) в общей системе управления в переделах года).

Конкретным примером одного из направлений стратегии может быть решение фирмы освоить производство продукции под собственной торговой маркой. В этом случае, тактическое планирование может содержать следующие задачи:

· Создание новых производственных мощностей;

· Специальная подготовка в маркетинге и обучение персонала;

· Создание более мобильной сбытовой сети.

Основной вопрос стратегического планирования – чего хочет добиться организация. Тактическое планирование сосредоточено на том, как организация должна достигнуть такого состояния.

 
 


Рис. Взаимосвязь элементов системы внутрифирменного планирования

В зависимости от ориентации различают:

· реактивное (нацеленное только в прошлое);

· инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

· преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее);

· интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования).

Система планов организации.

План – это документ,

содержащий:

1. показатели работы на будущее;

2. распределение ресурсов;

3. предписание действий

и используемый для:

a) установления ответственности;

b) контроля исполнения;

c) оценки результатов;

d) поощрения и наказания.

Результатом процесса планирования является система планов:

1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед).

2. Общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации. Основу этих планов составляет план развития. Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана.

3. Оперативные планы организации:

· общефирменные планы текущей деятельности, так называемые "хозяйственные планы", или "планы прибыли", рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;

· текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.

4. Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни организации. Это могут быть программы по совершенствованию технологии, программы организации контроля качества, программы учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности и развития организации, они имеют установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием и продвижением на рынок новых продуктов и услуг фирмы.

Состав и величина служб планирования зависят от типа организационной структуры, от представлений о стиле управления. Основополагающим фактором является размер организации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: