double arrow

Тема 14. Планирование деятельности предприятия

Контрактная система.

Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система, которая предполагает заключение договора (контракта) на определенный срок между работодателем и исполнителем. Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме при найме работника, где оговариваются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, а также срок действия контракта. В договоре изложены и последствия, которые могут наступить для сторон в случае его досрочного расторжения одной из сторон. Договор может включать как время нахождения работника на предприятии (повременная оплата), так и конкретное задание, которое должен выполнить работник за определенное время (сдельная оплата).

По соглашению сторон в трудовом договоре могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера:

- за профессиональное мастерство и высокую квалификацию;

- за классность;

- за отклонения от нормальных условий труда и др.

В контракте могут найти отражение вопросы предоставления служебного транспорта, дополнительного отпуска, жилой площади и др.

Основное преимущество контрактной системы - четкое распределение прав и обязанностей как работника, так и руководства предприятия. Эта система достаточно эффективна в условиях рынка. Контракты могут заключаться с руководителями, специалистами, а также с рабочими.

С переходом на рыночные отношения произошли довольно существенные изменения в организации заработной платы на предприятии. Расширены права предприятий в распределении заработанных ими средств. Государство оставляет за собой только: регулирование минимальной заработной платы, ее корректировку по мере инфляции и создание равных возможностей для предприятий по зарабатыванию средств на оплату труда. Кроме того, в Кодексе законов о труде регламентируются минимальные компенсационные выплаты за работу в выходные и праздничные дни, за время сверхурочной работы, предельные размеры работы по совместительству, повышенные размеры оплаты труда во вредных и тяжелых условиях труда, оплата во время вынужденного простоя и доплаты подросткам. Все же остальные вопросы организации оплаты труда переданы в компетенцию предприятий.

1.Сущность и методы планирования

2. Виды планирования и их взаимосвязь

3.Перспективное и текущее планирование

4. Организация оперативно-производственного планирования

5.Оперативное регулирование производства

Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия как в текущем периоде, так и на перспективу. Система показателей плана включает количественные, качественные, объемные и удельные.

Количественные- это показатели абсолютной величины (объем товарной продукции, валовой продукции, численность рабочих, фонд заработной платы, пибыль и т.д.).

Качественные показатели представляют собой относительные величины (экономическая эффективность производства, производительность труда, рентабельность и т.д.)

Объемные показатели представляют абсолютные величины производства в целом и отдельных процессов (объем производства в целом, механической обработки, трудовых затрат, материальных ресурсов).

Удельные показатели определяют отношения нескольких взаимосвязанных показателей (капитальные вложения на единицу производственной мощности, затраты металла на единицу продукции).

В современных условиях любой план производства строится на базе ряда научных принципов планирования, которые определяют направления и конкретное содержание плановой работы.

Принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Его отсутствие сопровождается ошибочными маневрами, несвоевременными решениями, ведущими к излишним расходам.

Принцип непрерывности означает, что планирование на предприятии должно осуществляться постоянно, без перерывов и планы должны быть взаимосвязанными и сохранять преемственность. Перспективный план, отражающий стратегические цели, становится основой для текущего планирования, а результаты текущей деятельности за год используются для своевременной корректировки перспективных планов.

Принцип единства означает, что планирование на предприятии должно иметь системный характер. Этот принцип предполагает разработку сводного плана социально-экономического развития предприятия, который базируется на отдельных планах служб и подразделений, согласованных с общим планом.

Принцип гибкости состоит в придании планам и всему процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением изменений внутреннего или внешнего характера.

Принцип участия означает, что каждое подразделение предприятия становится участников планирования независимо от функциональной предназначенности.

Принцип обоснованности целей акцентирует внимание на то, что исходя из системного характера планирования все звенья предприятия имеют единую конечную цель, реализация которой является приоритетной.

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, нормативный, экономико-математический, графо-аналитический и программно-целевой.

Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана (например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью, трудоемкость производственной программы – с численностью работающих). На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, энергетический, материальный, финансовый.

Расчетно-аналитический метод применяется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. При данном методе определяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов. При этом устанавливаются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базовым уровнем.

Нормативный метод – в процессе планирования применяется единая система норм и нормативов (норма расхода сырья, материалов, выработки, нормативы обслуживания машин и оборудования, незавершенного производства и т.п.)

Экономико-математические методы планирования позволяют построить экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами; подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графо-аналитичксий метод позволяет изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. Графики иллюстрируют количественную зависимость между сопряженными показателями (темпы изменения фондоотдачи, фондовооруженности, производительности труда).

Программно-целевые методы помогают составлять план в виде программы. Стержнем программы является генеральная цель, которая подразделяется на ряд целей и задач, причем цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделены и необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей составляется граф типов и дерево целей, что является исходной базой для формирования системы показателей программы и организационной структуры управления.

Формы, виды и этапы планирования.

Формами планирования являются директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование имеет обязательный характер для объектов планирования, применяется как в государственном управлении, так и в управлении частным бизнесом.

Индикативное планирование в основном применяется на макроуровне. Индикаторы (задания) такого планирования не носят обязательного характера для исполнения. Они характеризуют параметры и направления развития экономики страны(региона), которые создаются в результате выработки и формирования органами государственного управления курса социально-экономической политики.

Индикативный план обычно включает общую концепцию социально-экономического развития страны (региона), прогноз развития, федеральные и региональные целевые программы и системы экономических регуляторов. Индикативное планирование принципиально отличается от директивного потому, что носит рекомендательный, а не обязательный характер, использует преимущественно стоимостные, а инее натуральные показатели.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы предприятия, различают следующие виды планирования:

- Перспективное планирование

-Текущее планирование

- Оперативно-производственное планирование

Перспективное планирование охватывает период до 5 лет и несет проблемно-целевой характер. С его помощью определяется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Перспективное планирование может быть долгосрочным и среднесрочным.

Прогнозирование, является неотъемлемым элементом планирования, представляет собой метод, где описание возможных ситуаций будущего описывается на имеющихся практических данных и ориентирует текущие предположения относительно изменения развития объекта или процесса.

Большинство решений, принимаемых в области маркетинга, предпринимательства, инвестирования, инноваций основываются на оценке событий, которые произойдут в будущем, т.е. в своей основе имеют прогноз развития событий. Выявление с помощью прогноза различных вариантов развития планируемого объекта или процесса и обоснование выбора оптимального варианта позволяют рассматривать прогнозирование как один из этапов перспективного планирования.

Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном планировании. Среднесрочное планирование составляется на срок от 1 до 5 лет. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощзности, капитальные вложения, потребности в финансовых ресурсах, исследования, разработки и т.д.

Текущее планирование осуществляется на период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное,

Оперативное- декадное и суточное планирование. Краткосрочные планы включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии.

Перечисленные виды планирования должны быть согласованны между собой и не противоречить друг другу.

В зависимости от содержания ми значения планирования в процессе плановой деятельности, т.е. по принципу важность поставленных целей», различают:

- стратегическое планирование

- тактическое (бюджетное) планирование

- оперативное планирование

- инвестиционное проектирование

- бизнес-планирование.

Стратегическое планирование предусматривает четкую ориентацию планирования на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды. Являясь составным элементом стратегического управления, стратегическое планирование – многоэтапный процесс создания альтернативных вариантов, выбора лучшего из них.

Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования.

Под стратегией при этом понимается план наиболее эффективного использования ресурсов для достижения целей. Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия (совокупность количественных измерителей, выражающих цели развития: темпы роста продаж, размер доли рынка, уровень доходности и др.) формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ влияния внешней и внутренней среды, разработку и анализ стратегических альтернатив, выбор оптимального варианта стратегического плана.

Понятия перспективного и стратегического планирования различаются. Перспективное планирование основывается на экстраполяции сложившихся тенденций развития и введении планирования оценок будущего. Основой стратегического планирования являются построение дерева целей, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных оценок вариантов хозяйственного поведения. Перспективное планирование на основе оценки текущих итогов, прогнозирования внешней среды уточняет стратегические проблемы, формирует долгосрочную стратегическую политику. В процессе перспективного планирования принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое.

Тактическое планирование является процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия и заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей.

В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению технико-экономического уровня, обновлению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса. На основе планов осуществляются разработка смет (бюджета) по видам деятельности, связь между структурными подразделениями предприятия, а также контроль за выполнением смет. В результате тактического планирования составляется план социально-экономического развития предприятия, представляющий собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период.

Оперативное планирование – это процесс реализации тактического планирования, является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности. Его задача – конкретизация показателей технического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений.

При оперативном планировании определяются время отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, сроки изготовления и прохождения продукции из цеха в цех, контроль, анализ и регулирование производственного процесса. Оперативное планирование позволяет сократить перерывы в производстве, повысить равномерность загрузки оборудования и площадей, реагировать на отклонения в технологическом процессе.

Инвестиционное планирование является основой реализации инвестиционных проектов, направленных на увеличение производственных мощностей и характеризуются долговременным характером.

Бизнес-планирование проводится для обоснования создания новой фирмы, вывода на рынок нового продукта, расширения направлений деятельности предприятия.

Финансовое планирование (бюджетирование) является необходимым как в процессе разработки планов, так и для контроля его реализации.

Процесс планирования включает 5 этапов:

1) Прогнозирование – систематический анализ определенного круга факторов с целью предвидения степени их влияния и поддержки имеющимися ресурсами.

2) Сравнение и выбор вариантов развития предприятия.

3) Формирование цели и постановка задач, определение сроков их реализации.

4) Разработка программы и графика работ.

5) Проведение стоимостной оценки программы, распределение имеющихся ресурсов между основными ее этапами.


Сейчас читают про: