Организация деятельности

Организация (организовывание) - функция управления, задачами которой является формирование структуры организации, обеспечение всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы, а также обеспечение взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее производство с низовыми уровнями работающих.

Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность – представляет собой обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.

Следует подчеркнуть, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий и собственно ответственность не может быть делегирована.

Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи, организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия и власть часто путаю друг с другом. В отличие от полномочий, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий.

Концепции полномочий:

1. Классическая концепция организационных полномочий.

 
 


Рис. Иллюстрация классической концепции организационных полномочий

2. Концепция принятия организационных полномочий.

 
 


Рис. Иллюстрация концепции принятия организационных полномочий

Типы полномочий:

· Линейные,

· Аппаратные (штабные).

Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Процесс делегирования линейных полномочий, то есть создание иерархии уровней управления организацией, называется скалярным процессом, а результирующая иерархия – скалярной цепью или цепью команд (рис.).

 
 


Рис. Цепь команд

Аппаратные задачи можно определить как консультативные или обслуживающие. Аппаратные (штабные) полномочия – делегирование специалистам полномочий по работе с документами и информацией. Штабные полномочия помогают организациям использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия. Штабные полномочия включают рекомендательные полномочия, обязательное согласование, параллельные (право отклонять решения линейного руководителя) и функциональные полномочия (наделение представителей аппарата линейными полномочиями по некоторым вопросам в пределах определенной структуры).

Разновидности аппаратных полномочий:

· рекомендательные,

· обязательные согласования,

· параллельные,

· функциональные,

· линейные полномочия внутри аппарата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: