Проведение иммунизации населения: отбор групп и направление на вакцинацию

Разделы профилактической деятельности медицинской сестры

Профилактический вид деятельности медицинских сестер в амбулаторных учреждениях можно наполнить мероприятиями следующего содержания.

1. Участие в организации дополнительной диспансеризации работающего населения:

· учет и регистрация населения, проживающего на обслуживаемой территории, в соответствии с “Инструкцией о порядке учета ежегодной диспансеризации всего населения”, уточнение списков в ТРИЦ, сельских, поселковых Советах народных депутатов, а также путем посещения населения на дому;

· разъяснительная работа с населением о необходимости диспансеризации;

· согласование с врачом сроков проведения осмотров;

· обеспечение явки лиц к намеченному сроку и выполнение назначенного комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;

· по окончании обследования передача заключений, полученных из диагностических служб, участковому врачу-терапевту или педиатру.

2. Проведение дополнительной диспансеризации неработающих пенсионеров:

· оформление направлений пациентов на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

· оформление документации по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документов для направления на медико-социальную экспертизу;

· оформление заключений о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение.

3. Проведение мероприятий по динамическому медицинскому наблюдению за состоянием здоровья отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг:

· диспансерное наблюдение пациентов, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

· организация проведения диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

· доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;

· организация совместно с органами социальной защиты населения медико-социальной помощи отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

· обучение членов семьи организации безопасной среды для пациента;

· осуществление ухода и обучение уходу членов семьи в период болезни и реабилитации пациента;

· обучение организации безопасной среды и ухода за пациентами на дому.

· основная задача медицинских сестер заключается в организации и подготовке к иммунизации: составление плана профилактических прививок, организация приглашения пациентов для иммунизации, оформление документов.

5. Работа в “школе здоровья”:

· изучение потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разработка программы проведения этих мероприятий;

· первичная профилактика:

а) формирование здорового образа жизни:

ü повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;

ü санитарно-гигиеническое воспитание, включающее обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (набор продуктов, методы их приготовления, режим питания), ухода за жилищем; привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьба с вредными привычками

ü курением, злоупотреблением алкоголя, наркоманией;

б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма:

ü специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма;

в) проведение программ профилактики:

ü предупреждение развития заболеваний социального характера;

ü предупреждение развития инфекционных заболеваний;

ü развития эндемических заболеваний;

г) общеоздоровительные мероприятия:

ü реабилитация пациентов, перенесших острые заболевания;

Вторичная профилактика:

а) целевое санитарно-гигиеническое воспитание:

ü создание тематических “школ здоровья” для пациентов и их родственников (повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, обострений и осложнений; повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья; формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.); формирование практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье, и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления);

б) медико-психологическая адаптация к изменению ситуации в состоянии здоровья (адаптация инвалидов);

в) информирование врача о необходимости проведения немедицинских мероприятий по коррекции модифицируемых факторов риска.

Необходимо остановиться на особенностях деятельности медицинской сестры на педиатрическом участке, что связано с особенностями работы обслуживаемого контингента.

Профилактическая работа медсестры педиатрического участка включает:

· проведение патронажей, обучение родителей уходу за здоровым ребенком;

· сбор информации об условиях воспитания ребенка, особенностях его характера, привычках для успешного осуществления ухода за ним;

· консультирование родителей по вопросам грудного вскармливания;

· организация физического воспитания детей, обучение родителей и контроль за проведением комплексов гимнастики и массажа, закаливающих процедур;

· контроль за состоянием здоровья и профилактика его отклонений у детей раннего возраста с риском развития заболевания (анемия, рахит, гипотрофия, атопический дерматит);

· обеспечение доврачебного этапа профилактических осмотров детей различного возраста на основе скринирующих программ, определенных приказами Минздрава России и Минобразования России от 30.06.1992 № 186/272;

· подготовка детей к поступлению в дошкольное и школьное учреждения.

В стационаре санитарно-просветительную работу медицинская сестра проводит с пациентами взрослых отделений, с детьми и матерями. Медицинская сестра является наблюдателем за тем как пациенты осуществляют правила личной гигиены. Особенно, как дети убирают свои кровати, моются, чистят зубы, купаются. В ее функции входит обучение родственников уходу за тяжело больным пациентами взрослых отделений и детьми, правилам поведения в отделении и пр. Если в отделении организована школа, медицинская сестра проводит занятия по специальной программе. Для выписки подготавливает документы и вещи пациентам. При выписке из стационара детей медицинская сестра должна отдать родителям справку о нахождении ребенка в стационаре, спокойно подождать, пока родители с ней ознакомятся, ответить на непонятные вопросы. Внешний вид ребенка, который выписывается из стационара, должен быть безупречным. От этого во многом зависит мнение родителей об отделении и больнице в целом.

Следующим видом деятельности медицинской сестры является обеспечение инфекционной безопасности, который включает:

· проведение дезинфекции изделий медицинского назначения;

· обращение с больничными отходами (опасными, бытовыми, пищевыми);

· проведение текущих и генеральных уборок в помещениях ЛПУ;

· разведение дезинфицирующих средств и приготовление дезинфицирующих растворов с учетом режима дезинфекции различных помещений по классу чистоты;

· дезинфекция воздуха в помещениях ЛПУ;

· оказание помощи при несчастном случае на производстве для профилакти заражения ВИЧ-инфекцией;

· контроль за проведением младшим медицинским персоналом профилактической дезинфекции помещений, оборудования;

· соблюдение принципов личной гигиены;

· организация противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний.

Отдельным видом деятельности является повышение квалификации участковой медицинской сестры, которое включает:

· обучение на сертификационных курсах повышения квалификации 1 раз в 5 лет в соответствии со специальностью и занимаемой должностью;

· обучение на циклах тематического усовершенствования;

· участие во внутрибольничных конференциях;

· обучение на рабочих местах при внедрении новых технологий;

· чтение профессиональной литературы и периодических изданий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: