Спортивных сооружений

Методы, типы и стадии проектирования

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

Конструктивное проектирование. Проектирование спортив­ного сооружения начинают с выбора конструктивной схемы, т. е. с определения соотношения горизонтальных и вертикаль­ных элементов будущего сооружения, определяемых назначени­ем, объемом и планировкой объекта.

После выбора схемы производят технико-экономическую оценку конструктивного решения. Критерием ее является стои­мость одного квадратного, кубического или погонного метра. При расчете учитывают расход строительных материалов, за­траты труда, степень сборности и заводской готовности конст­рукций, их огнестойкость и т. п. От выбора конструктивного решения зависит метод возведения сооружения, выбор этого метода и его обоснование.

Конструктивное проектирование ведут с учетом закономер­ностей архитектурной композиции, определяемой функциональ­ными, технико-экономическими, эстетическими и конструктив­ными требованиями. При этом обязательно учитывают нормы проектирования. Конструктивное проектирование предполагает использование художественных приемов и композиционных средств, таких, как деление сооружения на плоскостные и объ­емные элементы, соблюдение масштабности, пропорций, ритма, контраста, соотношений целого и частного, гармонической согласованности и главное — соответствия функциональному назначению.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ:

Различают типовое, экспериментальное и индивидуальное проектирование.

Типовым называют проект, утвержденный в установленном порядке и предназначенный для многократного использования. Долговечность применения того или иного типового проекта всегда зависит от множества факторов, главные из которых возникают в результате новых научно-технических достижений. Обновление технологии, применение новых конструктивных и архитектурно-эстетических принципов, появление новых мате­риалов, овладение новыми методами строительства, наконец, современные педагогические требования и расширение методи­ческих возможностей, новые формы организации учебного про­цесса — вот далеко не полный перечень факторов влияющих на жизненность типового проекта спортивного сооружения.

В нашей стране здания школ строят по типовым проектам, утвержденным Госстроем и Министерством образования. Типовое проектирование группы спортивных поме­щений при школах всегда идет в пределах утвержденных норм и требований СНиПа для школ и школ-интернатов. При школе (в зависимости от количества учащихся) предусматривают строительство типового, спортивного зала, определенного коли­чества спортивных площадок. Спортивные сооружения школ должны вводиться в строй одновременно со всеми группами школьных зданий. К 1 сентября сдаются все вновь строящие­ся школьные здания, а необходимые заделы для будущего года осуществляются с сентября по декабрь. Типовые проекты рас­считаны именно на такие сроки строительства.

Экспериментальное проектирование проводят с целью опре­деления наиболее рационального типа спортивного сооружения. После опытной проверки в эксплуатации экспериментального объекта и подтверждения эффективности его использования, такой проект утверждают как типовой.

Индивидуальный проект создают для строительства одного спортивного сооружения. Обычно необходимость индивидуаль­ного проекта диктуется особенностями местных условий либо специальными целями и назначением данного объекта. Пример: единый центр подготовки олимпийской сборной команды стра­ны по водным видам спорта, задуманный как Дворец водного спорта, в котором можно будет проводить соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, построен в Минске по индивидуальному проекту. В нем учитывают ранее соору­женные и реконструируемые объекты, а также вновь возводя­щиеся спортивные сооружения.

СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

Техническую документацию, состоящую из чертежей, расчетно-пояснительной записки и сметы, называют проектом спортивного сооружения.

Чертежи дают представление об объемно-планировочном и конструктивном решении строительства. Сводные сметы, сметы на отдельные виды работ и объекты определяют стоимость всего спортивного сооружения.

Исходным документом для строительства является задание на проектирование, утвержденное финансирующей организаци­ей. Такое задание составляет основу будущего проекта. В его подготовке должен участвовать специалист по физическому воспитанию.

В задании на проектирование обосновывают: контингент и численность занимающихся; перечень сооружений и их про­пускную способность; ориентировочный расчет площади участ­ка для строительства (в том числе площади для озеленения, проездов, проходов и т. д.); экономические показатели стоимо­сти проектирования и строительства. Технико-экономическое обоснование особенно важно при подготовке задания на проек­тирование крупного спортивного сооружения. В нем должны быть рассмотрены вопросы рентабельности сооружения при эксплуатации.

Расчетно-пояснительная записка содержит описание архи­тектурно-планировочного и конструктивного решения, а также все необходимые расчеты и показатели.

Утвержденное задание является документом, по которому городской (районный) исполком по представлению роно (для школьных спортивных зон и зданий), Архитектурно-планиро­вочного управления (АПУ) города или главного архитектора поселка отводит участок для строительства. После этого АПУ выдает архитектурно-планировочное задание (АПЗ), в котором формулирует требования к объекту (этажность, отделка фаса­да, уровень благоустройства и т. д.).

Задание на проектирование и АПЗ после согласования с санинспекцией и Управлением пожарной охраны являются теми необходимыми документами, по которым проектные орга­низации определяют объем работы.

Заказчик и проектная организация заключают договор, устанавливающий финансовую и юридическую ответственность и определяющий сроки и стоимость проектирования по этапам.

После получения от заказчика задания на проектирование документация разрабатывается в два этапа: первый — разра­ботка технического проекта со сметной документацией, вто­рой — изготовление рабочих чертежей. Допускается создание сразу технорабочего проекта, но к этому прибегают только при проектировании небольших по объему спортивных сооружений (отдельные игровые площадки, простейшие помещения для занятий физическими упражнениями).

Различают общие чертежи, выполняемые в виде планов и разрезов, и деталировочные — с указанием всех деталей и элементов, их сопряжений, необходимой спецификации. На черте­жах технического проекта изображают планы этажей, разрезь: и фасады, генеральный план участка, а на рабочих чертежа дополнительно к этому дают планы фундаментов, сечения планы перекрытий и крыш, стен, чертежи нестандартных дета лен и узлов, планы сетей отопления, вентиляции, водоснабже­ния, канализации, электроосвещения, газификации, телефони­зации и радиофикации, а также расстановки всего устанавли­ваемого и закрепляемого учебного оборудования и спортивного инвентаря. Все детали и узлы указывают по действующим ка­талогам унифицированных элементов для строительства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: