Лекция Моряк как субъект международных трудовых отношений

Рассматривая моряка, как субъекта МТП мы с вами будем подразумевать только его частную сферу. Т.е. моряк является субъектом частноправовых отношений осложненных иностранным элементом.

Понятие субъекта права характеризуется такими правовыми категориями, как способность к правообладанию, само правообладание, способность к правореализации, реализация права, правовые последствия правообладания и правореализации (в том числе юридическая ответственность), наконец, юридические гарантии. Работник, являясь единственным носителем способности к труду, занимает центральное место среди всех субъектов трудового права, призванных своей деятельностью создавать условия для эффективной реализации его способности к труду. При этом все субъек­ты международного права, как ранее безусловно признаваемые в качестве таковых, так и претендующие на признание такого статуса, обладают равными общесубъект­ными правами и обязанностями. К таким правам и обязанностям, в частности, отно­сятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых меж­дународно-правовыми нормами, то есть взаимодействия с другими субъектами; пра­во реализации в этих отношениях своих субъектных правомочий и несения обязан­ностей; право зашиты своих прав предусмотренными юридическими средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного со­блюдения международных принципов и норм.

Такими правами и обязанностями обладают в том числе и лица, являющиеся участниками трудовых отношений. Применительно к международному морскому трудовому праву таковыми могут являться: работник, судовладелец, агентство най­ма, собственник судна, фрахтователь (в тайм-чартере), причем все они одновременно могут быть участниками одного и того же правоотношения. В случае участия в пра­воотношениях вышеназванных лиц, такие отношения будут носить характер трудо­вых отношений и отношений, непосредственно связанных с трудовыми.

В то же время понятие субъекта трудового права не является тождественным понятию субъекта трудового правоотношения. Ведь у субъекта трудового правоот­ношения, помимо субъективных прав, предоставленных ему законодательством, имеются и конкретные права и обязанности, приобретенные в данном правоотноше­нии. Для того чтобы вступить в трудовое отношение, лицо, обладающее способно­стью к труду, уже должно быть субъектом трудового права, способным нести права, обязанности и ответственность в рамках этого отношения. В собственном смысле слова работник - это физическое лицо, состоящее в трудовом правоотношении с ра­ботодателем, обладающее соответствующими субъективными трудовыми правами и обязанностями.

Субъектами трудового права могут быть лица, участвующие, или имеющие возможность и желание в будущем уча­ствовать в правоотношениях, быть носителями субъективных трудовых прав и обя­занностей.

Применительно к рассмотренному теоретическому вопросу важно определение понятия «моряк» (в смысле: «работник») в международном и национальном трудовом праве.

Несмотря на то, что термин "моряк" широко употребляется в научных изданиях и учебной литературе, в законодательстве Украины и международных документах, его реальное юридическое содержание однозначно еще не определено, и он используется в разных значениях - в широком и узком. Данная проблема является очень серьезной, и недооценивать ее отнюдь нельзя, особенно при определении индивидуального статуса моряка.

В Новом толковом словаре украинского языка отмечается, что “моряк” – «Той, хто служить на флоті». В Словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение термина «моряк» 1. Тот, кто служит во флоте. 2. Человек, опытный в морском деле.

Точное определение адресата специальных правовых норм необходимо, поскольку в законодательстве Украины не приводится определение термина „моряк”. Правда в ст. 55 Кодекса торгового мореплавания Украины употребляется терминь моряк. В этой статье указано, что судовладелец несет ответственность за организацию и расходы на репатриацию в объеме затрат на проезд (как правило, самолетом), оплату проживания и питание, оплату труда и помощь, перевозку багажа в количестве, предусмотренной договором (контрактом), лечение (до тех пор, когда моряк не будет транспортабельным).

В соответствии с п. 1. Положения об удостоверении личности моряка, утвержденного Указом Президента Украины от 5 июня 1993 года N 194/93, удостоверение личности моряка выдается гражданину Украины, который занимает любую должность на борту судна (кроме военного судна), зарегистрированного на территории Украины или других государств — участниц Конвенции 1958 года об удостоверении личности моряков и обычно используемого для морского плавания.

Согласно ст. 49 КТМ Украины в экипаж судна входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда. К командному составу судна, кроме капитана, относятся: помощники капитана, судовые механики, электромеханики, радиоспециалисты, судовой врач, боцман. К командному составу судовладелец может отнести других судовых специалистов.

Судовая команда состоит из лиц, которые исполняют служебные обязанности на судне и не входят в командный состав судна. Из этого можно сделать вывод о том, что украинское законодательство к категории моряков относит всех лиц, являющиеся членами экипажа, независимо от занимаемых должностей. В данном случае речь идет о том, что понятие термина „моряк” применяется в широком понятии, поскольку в эту категорию включаются как командный состав судна так и судовая команда.

Определение понятия термина „моряк” дается также во многих международных конвенциях, регулирующих правоотношения моряков. В частности некоторые конвенции МОТ определяют моряка как лицо, фактически осуществляющее свои трудовые функции, а некоторые — как лицо, способное их осуществлять. Рассмотрим это понятие более подробно на основе анализа основных морских конвенций МОТ. Так, Конвен­ция N 179 О найме и трудоустройстве моряков 1996 г. под термином "моряк" подразумевает как любое лицо, отвечающее условиям, требуемым для трудо­устройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме государственного судна, используемого для военных или некоммерче­ских целей. Конвенция N 22 О трудовых договорах моряков 1926 г. и Конвен­ция N 23 О репатриации моряков 1926 г. определяют, что термин "моряк" оз­начает любое лицо, работающее на борту любого судна и записанное в судо­вую роль. Конвенция N 163 О социально-бытовом обслуживании моряков в море и в порту 1987 г., Конвенция N 71 О пенсиях морякам 1946 г. и Конвен­ция N 70 О социальном обеспечении моряков 1946 г. под термином "моряк" понимают любое лицо, работающее в любом качестве на борту морского судна, являющегося государственной или частной собственностью, исключая военный корабль. Конвенция N 165 О социальном обеспечении моряков (пересмотрен­ная) 1987 г. гласит о том, что термин "моряк" означает лицо, работающее по найму в любом качестве на борту морского судна, которое занимается перевоз­кой грузов или пассажиров в коммерческих целях, используется для любых иных коммерческих целей или является морским буксиром. Конвенция N 9 О трудоустройстве моряков 1920 г. в термин "моряки" включает всех лиц, рабо­тающих в качестве члена экипажа судов, занятых в морском судоходстве, за исключением лиц командного состава. Рекомендация N 154 О непрерывной занятости моряков 1976 г., Рекомендация N 187 О заработной плате и продол­жительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами и Конвенция N 180 О продолжительности рабочего времени моряков и уком­плектовании судов экипажами 1996г. установили, что термин "моряки" озна­чает лиц, определенных как таковые национальным законодательством или практикой, или коллективными соглашениями, которые обычно работают по найму в качестве членов экипажа на борту морского судна, за исключением: военного корабля; судна, занятого рыболовством или непосредственно связан­ными с ним операциями, или китобойным промыслом или аналогичными опе­рациями.

В Сведенной Конвенции о труде в морском судоходстве 2006г. дано рабочее определение понятия термина „моряк”, которое означает „любое лицо, которое занятое на любой должности или работает по найму в любом качестве на борту судна”.

Представляется возможным формулирование общего понятия. В частности, такое понятие могло бы выглядеть следую­щим образом: термин «моряки» означает лиц, определенных как таковые нацио­нальным законодательством или практикой, или коллективными соглашения­ми, которые желают трудоустроиться или работают по найму в качестве членов экипажа на борту морского судна, за исключением: военного корабля; судна, занятого рыболовством или непосредственно связанными с ним операциями. Однако практика применения международных конвенций МОТ в Украине свиде­тельствует о том, что некоторые нормы толкуются расширительно и применя­ются не только к морякам, но и к членам экипажей рыбопромысловых судов. В первую очередь это касается норм о заработной плате, о чем речь пойдет рамках другой лекционное темы.

В трудовом праве практически единодушно возраст наступления правоспо­собности связывается с возрастом дееспособности. Трудоспособность, понимаемая как способность к трудовой деятельности по состоянию здоровья. Применительно к некоторым категориям работников трудоспо­собность имеет принципиальное значение при найме на работу. Так, например, тре­бования к состоянию здоровья и иные специфические требования к лицам, входя­щим в состав экипажа морского судна, обусловлены объективными условиями труда этой категории работников. Ст. 52 КТМ Украины «Требования к состоянию здоровья членов экипажа».

Работник не может стать субъектом международного морского трудового права, если не обладает трудоспособностью, то есть не годен к выполнению трудовой функции в качестве члена экипажа судна по состоянию здо­ровья. Трудовая право- дееспособность моряков имеет ряд особенностей по сравне­нию с трудовой право- дееспособностью иных категорий работников. В частности, к работе на море могут быть допущены лица не моложе 18 лет (в данном случае украинское законодательство соответствует международным нормам – Конвенция № 58 О минимальном возрасте на море, Украина ратифицировала в 1956 г.), имеющие физи­ческую подготовку, обладающие знанием английского языка, а также прошедшие соответствующую профессиональную подготовку и обучение и имеющие соответст­вующий диплом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: