В англ. To look for - искать, to look out – быть настороже, to look on – наблюдать. в русском языке есть слованокдаун и нокаут

в русском языке есть слова нокдаун и нокаут. Так вот, эти слова — не что иное, как английский глагол knock (ударить) + послелоги down (вниз) и out (наружу / за пределы чего-либо). Смысл получается следующий:

knock down => ударить так, чтобы упал (можно подняться и продолжать бой);

knock out => ударить так, чтобы не смог продолжать бой (выбыл из борьбы / оказался за пределами соревнований)

to get up => сделать действиевверх => встать;

to get out => сделать действие наружу => выйти / выбраться / высвободиться

(ударение на послелог)

Артикли известны многим языкам мира (арабским, германским, романским и др). и служат прежде всего для выражения категории определенности-неопределенности, а в некоторых языках также категорий рода и числа, ср. англ. а – the, нем. ein,eine,ein – der, die,das.

В тех языках, где артикль склоняется, он сам по себе или вместе с падежной флексией выражает отношения между словами в преложении, ср. нем. Nom. Die Frau – Gen. der Frau; Nom. der Tag – Gen. Des Tages.

Частицы служат для выражения различных оттенков значения отдельных слов или всего предложения.

Это очень разнородный класс служебных лов. Отметим лишь частицу –ся, которая в русском языке является основным средством выражения залоговых значений, ср.: купать ребенка (действ. Залог) – купаться (собственно-возвратный залог), строить дом (действ. Залог) – дом строиться плотниками (страдат. Залог).

so, zu, gar, sogar, selbst, doch, schon (усиливающие)

gerade, eben

nur, erst, bloß, allein, einzig, ausschließlich, noch (ограничивающие)

mal

В англ.

Only a dream can call it up again in all its fury, rage and passion. (Ch. Dickens). Even the women were aroused to action. (A. Cronin). He alone of all the crew had not had a day’s illness in port. (J. Conrad).

К служебным словам относятся также связки – вспомогательные слова, которые, обладая формами словоизменения, связывают сказуемое, выраженное именем или инфинитивом, с подлежащим. Например, Отец мой был трактористом, а я стану инженером и буду работать на железной дороге.

В отличие от многих других языков в русском языке связка обычно употребляется в формах прошедшего и будущего времени. Отсутствие связки (нулевая связка) означает настоящее время Москва – столица России.

3. Супплетивизм (выражение грамматического значения при помощи другой лексической морфемы) как исключительный способ: например хороший – лучше, человек – люди, класть – положить, один – первый.

Супплетивизмом называется соединение в одну грамматическую пару слов разных корней и основ.

Явление супплетивизма наблюдаются в индоевропейских языках, что говорит об их родстве.

Например: склонение личных местоимений

русский санскрит латинский нем
Я ahom ego ich
Меня mama me meiner
Мы vayam nos wir
нас Asmakam,nas nostri unser

Супплетивными являются степени сравнения некоторых прилагательных

Хороший –лучше (gud-better, gut-besser)

Род сущ. Баран – овца, (der Hammel – die Schaf)

Числа имен сущ. – ребенок – дети (Mensch- Leute)

Времени глагола – иду – шел

Вида глагола – брать – взять, говорить – сказать.

В этом нетрудно убедиться на примере такой простой фразы: Весной березка окрепла. Так, слово весной имеет значение «во время весны» и, будучи по своей грамматической природе наречием, выступает в качестве обстоятельства времени. Слово березка называет «молодое лиственное дерево с белой корой», является неодушевленным именем существительным ед.ч., им.п., жен.рода и предстает перед нами в ранге подлежащего. Слово окрепла выражает значение «стала более прочной», относится к разряду непереходных и незалоговых глаголов, обладает признаками ед.ч.,жен.р., прош.вр., изъявительного наклонения и совершенного вида, а ко всему прочему наделено синтаксическими полномочиями сказуемого. Например, слово березка отчетливо членится на три элемента: корень берез-, суффикс –к-, и окончание –а. Корень берез- выражает так называемое вещественное значение – «лиственное дерево с белой корой», суффикс –к- уточняет и ограничивает это значение, варьирует его, вносит дополнительный смысловой оттенок, который сам по себе не мыслится. Значение, выражаемое в данном случае суффиксом –к-, называется деривационным. Совокупность вещественного и деривационного значений составляет лексическое значение слова, соответствующее понятию «маленькое молодое лиственное дерево с белой корой». Окончание –а никакого конкретного значения или его оттенка не выражает и является лишь его показателем отношения данного слова к другим словам в предложении. Обозначаемое окончанием слова отношение называют реляционным значением. Совокупность деривационного и реляционного значений составляет область грамматических значений. Итак, в словах с так называемой производной основой лексические и грамматические значения конструктивно связаны, «сшиты» деривационными значениями: 2. Грамматические формы слова и грамматическая категория. Любое грамматическое значение выделяется нами постольку, поскольку оно материально выражено. Нет и не может быть грамматических значений, лишенных формальных показателей. Например, в русском языке, в отличие от английского и немецкого, которые используют артикли, грамматисты не выделяют существительных определенных, потому что эти значения в нашем языке материально не разграничены. Материальные средства выражения грамматических значений называют грамматическими способами. СОЧЕТАНИЕ грамматического значения и материального способа его выражения составляет грамматическую форму. Грамматическая форма есть внутреннее единство грамматического значения и его формального показателя. Например, в сочетании ДОМ ОТЦА форма род п. (в данном случае значения принадлежности) и материального средства выражения этого значения – окончания –а. Так как грамматическая форма есть органическое сочетание двух компонентов, то изменение одного из них влечет за собой преобразование формы в целом. Например, если одно и то же грамматическое значение выражается разными материальными средствами, то образуются разные грамматические формы: быстрее – более быстро, высочайший – самый высокий. (грамм. значение в первом случае выражено суффиксами, во втором служебными словами). Если внешние формальные показатели одинаковы, а выражаемые ими значения различны, то мы имеем дело тоже с разными грамматическими формами: вод-а – двор-а – лил-а или (дом) отца – (вижу) отца. «Грамматическими формами слова, - говорил акад. В.В. Виноградов, - называются те видоизменения одного и того же слова, которые, выражая одно и то же понятие, одно и то же лексическое содержание, либо различаются дополнительными смысловыми оттенками, либо выражают разные отношения одного и того же предмета мысли к другим предметам того же предложения». Таким образом: Грамматические формы слова – это такие его разновидности (иначе их называют морфологическими вариантами), которые, выражая одно и то же лексическое значение, различаются значениями грамматическими (деривационными и реляционными). Так, грамматические формы делать-делаю-делая-делающий-делал-деланный различаются дополнительными смысловыми оттенками (деривационные значения) выражаемыми отношениями (реляционными значениями), а формы делаю-делаешь-делает-делаем-делают – только реляционными значениями. Слово, взятое во всей совокупности его грамматических форм, принято называть ЛЕКСЕМОЙ. Слово, выступающее в одной из своих грамматических форм, называют СЛОВОФОРМОЙ. Каждая словоформа является членом определенной системы и соотносится с другими словоформами. Принятая в учебниках по грамматике последовательность размещения словоформ внутри данной системы обозначается словом ПАРАДИГМА(парадигма склонения, спряжения). Совокупность грамматических форм, выражающих однородные или взаимопротивопоставленные грамматические значения, составляет ГРАММАТИЧЕСКУЮ КАТЕГОРИЮ. В русской морфологии грамматические категории традиционно подразделяются на некоторые типы. Приняты две классификации по разным основаниям. Первое подразделение – это (а) словоизменительныеи (б) классифи-кационные, или классифицирующие, категории. Словоизменительные категории выражаются через изменение форм одного слова. Таковы число и падеж существительных, род, число и падеж прилагательных, время и лицо глагола и многие другие. Классификационные категории являются постоянными применительно к конкретной лексической единице, т.е. каждое слово принадлежит к одному из грамматических классов. Таковы, например, род существительных (т.к. существительные не изменяются по родам, но каждое обязательно принад-лежит к одному из трех родов), именные согласовательные классы во многих языках, переходность-непереходность глаголов. Другая классификация, не связанная с первой – (а) синтаксическиеи (б) номинативныекатегории. Номинативные категории являются семантически значимыми и указывают на определенные свойства обозначаемых объектов: так, например, число существительных указывает на реальное количество предметов (один или больше одного), время глагола – на отношение называемого действия к моменту речи. Синтаксическиминазываются чисто формальные категории, за которыми не стоит указание на реальные свойства обозначаемых объектов, как, например, число прилагательного не подразумевает никаких свойств обозначаемого признака, или род существительного не указывает ни на какие характеристики называемого предмета. Синтаксические, то есть чисто формальные, «пустые» категории прежде выражали какое-то значение. Так, например, категория рода в индоевропейских языках, которая в настоящее время является чисто согласовательной, в свое время несла определенное значение: мужской и женский род (которые разделились позднее) указывали на активность, средний род – на пассивность. Отголоски этого явления прослеживаются в некоторых примерах: в санскрите ‘вода’ как вещество – среднего рода, а как ‘водная стихия’ – женского рода («послушные воды остановились»). У Гомера звезда (aster) – мужского рода в значении подвижного, активного начала (…Как приносящая гибель звезда – то меж туч появляясь, ярко сияя, то в тучах тенистых опять исчезает…), в то время как звезда в смысле ‘небесное тело’(astron) – среднего рода. По этой же причине в латинском языке названия плодов относятся к среднему роду: malum (яблоко), pirum (груша - плод); тогда как названия деревьев – malus (яблоня), pirus (груша - дерево) – мужского рода, так как растения обладают внутренней активностью, способностью к росту и в связи с этим относятся к активному классу. Как отмечал Э. Сепир, «форма живет дольше, чем ее концептуальное содержание». Содержание может стираться под воздействием формально аналогии, и «при выборе той или иной формы мы руководствуемся более тиранией обычая, чем потребностью выразить их конкретное содержание». Примечание 3.В литературе существует и несколько иное понимание синтаксических категорий (в этом случае они также называются реляционными). Синтаксические категории иногда определяются как указывающие на связи слов в предложении. При таком определении синтаксические категории не являются альтернативой номинативным: одни и те же категории (как, например, число существительных) могут совмещать в себе и указание на синтаксические связи с другими словами, и на свойства реальных объектов. Примечание 4.Иногда наряду с синтаксическими и номинативными категориями выявляется третий тип – прагматические, которые не отражают каких-либо признаков описываемой в предложении реальности, а указывают на отношение говорящего и на обстоятельства коммуникации. Таковы, например, японские показатели вежливости. В японском языке существует несколько вариантов показателей настоящего времени, отрицания, условного наклонения и др.; выбор того или другого показателя связан со статусом говорящего и слушающего и характером общения: учтиво-вежливым, нейтрально-вежливым или фамильярным. Например, табэмасэн ‘не ест ’ – более вежливая форма, чем табэнай ‘не ест’ III.Исторические изменения грамматических категорий Набор и состав грамматических категорий в каждом языке изменяются исторически. Грамматические категории формируются в процессе грамматикализации, то есть превращения лексических единиц в грамматические. Самостоятельная лексическая единица постепенно становится грамматическим показателем – аффиксом или служебным словом. Так, например, определенный артикль во многих языках возник из указательного местоимения: le, la во фран-цузском из латинских ille, illa – ‘тот’, ‘та’; неопределенный артикль часто про-исходит от слова «один» - как французские un, une; немецкое ein; английское a прежде значило ‘one’. Впоследствии местоимение стало грамматическим показателем, то есть его употребление стало обязательным: употребление существительного без артикля уже не допускалось. Таким образом, свободное сочетание существительного с указательным или неопределенным местоимением превратилось в существительное с грамматическим показателем. Другой пример грамматикализации: в английском языке прежде свободное сочетание глаголов shall (должен) и will (хотеть) с инфинитивом стало аналитической формой будущего времени; самостоятельный глагол, утратив свое лексическое значение, стал грамматическим показателем. Аналогичный процесс происходит в настоящее время во французском языке с глаголами aller и venir в формах futur proche и passé immédiat, статус которых – устойчивое соче-тание или форма времени – является спорным (вообще же глаголы со значени-ем «идти», как и глаголы со значениями ‘быть’ и ‘иметь’, часто подвергаются грамматикализации в разных языках). Грамматикализация – это постепенно разворачивающийся процесс, занимающий достаточно длительные периоды, активно идущий и в живых современных языках, и мы можем наблюдать его промежуточные стадии. При разрушении грамматической категории отдельные формы могут сохраняться и продолжать свое существование в языке уже не как грамматические формы, а как самостоятельные лексические единицы – происходит лексикализация. в русском языке сочетание жили-были, которым обычно начинаются сказки, исторически является формой плюсквамперфекта от глагола жить, но применительно к современному состоянию русского языка представляет собой клишированное сочетание двух самостоятельных глаголов.   3. Грамматика как наука. Составные части грамматики. Термин «грамматика» (из древне-греч. Grammatike techne – букв. «письменное искусство» - от gramma «буква, неоднозначен: Термин рассматривается в двух аспектах: 1. Раздел языкознания (изучающий строй языка, его законы) 2. Объект этой науки (объективно существующий в каждом языке грамматический строй Последний понимается либо в ШИРОКОМ смысле – как совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры Либо, чаще в более УЗКОМ смысле – как совокупность правил построения: - лексических единиц (прежде всего слов (и их форм) из морфем, и - связных высказываний и их частей – из лексических единиц, отбираемых в процессе речи каждый раз соответственно выражаемой мысли. ГРАММАТИЧЕСКИЙ строй имеет свои категории. Единицы: словоформы, словообразовательные модели, словосочетание, предложение, текст. ГРАММАТИКА как наука о грамматическом строе языка делитсяна разделы грамматической науки. Основные разделы грамматики. 1. МОРФОЛОГИЯ (или грамматика слова) 2. СИНТАКСИС (грамматика связной речи) Морфология имеет самостоятельные разделы: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (дериватология) И учение о ЧАСТЯХ РЕЧИ (собственно морфология), Синтаксис подразделяется на: - синтаксис словосочетания; - синтаксис предложения; -синтаксис текста. В грамматиках многих языков немалую роль играет описание технических правил, связанных с функционированием формальных грамматических категорий, с различиями между формальными разрядами и распределением слов по этим разрядам. Но подлинную душу грамматики составляет не такое техническое описание, а выявление смысловых различий, стоящих за грамматическими правилами, т.е. выявление грамматических значений и категорий. Поэтому и в словообразовании, и собственно морфологии, и в синтаксисе на первое место выдвигаются проблемы ГРАММАТИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ (семасиологии).   4. Морфология как раздел грамматики. Морфологическая структура слова. Понятие и виды морфем. 5. Грамматическая классификация слов как центральная проблема морфологии. Морфологияэто раздел лингвистики, изучающий структуру отдельных слов (в противоположность синтаксису, занимающемуся структурой словосочетаний и предложений) "МОРФОЛОГИЯ (от греч. 'учение о форме'), раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры..." Во многих языках мира слова (словоформы) можно расчленить на отдельные элементы, являющиеся носителями лексических или грамматических значений. Минимальная значимая часть слова называется МОРФЕМОЙ, Слово может состоять только из одной морфемы (без, в, где, депо, здесь, и, рагу), морфемы же сами по себе не употребляются и вне слова не существуют. В отличие от слова и предложения, которые способны к самостоятельному употреблению, морфема выступает как СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СЛОВА И ФОРМЫ СЛОВА. Слово – номинативная, Предложение – коммуникативная Морфема – строевая единица языка. В лингвистике существует: 1. Широкое и 2. Узкое понимание морфемы. В широком понимании морфема – мельчайшая значимая единица языка. Кроме того, к морфемам относят служеьбные слова, которые предназначены для выражения грамматических значений (предлоги, частицы, артикли) В узком понимании (такое понимание разрабатывается сторонниками Московской школы) Морфемой называется только мельчайшая часть слова – корень, суффикс, приставка, окончание. ВЫДЕЛЕНИЕ морфем основано на сопоставлении слов по общности их лексических (вертикальный ряд) и грамматических (горизонтальный ряд) значений, ср.: Вода-Водица- водник-водный-водяной-водянистый-подводник-приводниться МОРФЕМЫ далеко не равноценны по своей роли в слове и делятся на два больших класса: КОРНИ и АФФИКСЫ. Корень – основная морфема слова, выражающая его вещественное значение. Это идееноситель слова. Слова одного и того же корня являются родственными именно потому, что обладают одним и тем же вещественным значением, составляющим семантическое ядро их лексичеких значений: ср: вода – водица-водяной-паводок. Нельзя считать, что корень есть неизменяемая часть слова, так как он может выступать в разном звуковом облике не только в родственных словах, но и в грамматических формах одного и того же слова: ср: плав-ать – плов-ец – вы-плы-ть или сиж-у-сид-ишь; сес-ть-се-л-сяд-у. АФФИКСЫ – служебные морфемы, используемые для образования родственных слов или грамматических форм одного и того же слова. Будучи вспомогательными морфемами, аффиксы выражают деривационные и реляционные значения. Классификация аффиксов по положению в слове и по значению. ПО ПОЛОЖЕНИЮ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОРНЮ различают ПРЕФИКСЫ и ПОСТФИКСЫ, Префикс, или приставка – аффикс, стоящий перед корнем.. Постфикс, суффикс – аффикс, стоящий после корня. Постфиксы, в свою очередь делятся на суффиксы и флексии. Суффикс – неизменяемый постфикс, который обычно используют для образования новых слов. Флексия, или окончание – изменяемый постфикс, который служит для образования грамматических форм одного и того же слова. Например, слово ЗАКУПКА делится на следующие морфемы: Корень –куп-, приставка – за-, постфиксы - -к- и –а, из них: суффикс-к, -а – окончание. Некоторые языки, например латинский – знают ИНФИКСЫ – это аффикс, стоящй внутри корня: vici – я победил vinco – я побеждаю. По значению аффиксы делятся на: 1. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ (выражаются деривационные значения и используются для образования родственных слов от одних и тех же корней). Например, приставки-бежать-вы-бежать-за-бежать-из-бежать-под-бежать-при-бежать. Суффиксы – вода – вод-ян-к-а – вод-иц-а. 2. СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ (выражают реляционные значения и служат для образования грамматических форм одного и того же слова). Например, окончания. 5.При описании грамматического строя любого языка неизбежно приходится так или иначе группировать слова по классам. Проблема грамматической классификации слов является одной из центральных проблем морфологии. Выделяемые морфологией классы или разряды слов по давней традиции называются частями речи. Учение о частях речи зародилось в глубокой древности, однако до сих пор справедливо считается одним из наименее разработанных отделов грамматики. К решению проблемы частей речи ученые подходили с различных точек зрения, опираясь на совершенно разные принципы. Разнобой в решении этой проблемы породил нигилистическое отношение ряда лингвистов к этой проблеме. Так, американский лингвист, Блумфильд отрицал объективность существования частей речи. В общем языкознании существует по крайней мере ТРИ принципа выделения частей речи: 1. Логико-семантический 2. Формально-морфологический 3. Функционально-синтаксический. Семантика части речи – есть результат обобщения лексических значений всех слов данного класса. Например, имя существительное – обозначает предмет, глагол – действие или процесс. Виктор Владимирович Виноградов (представитель Петербургской школы, социального направления) считает, что выделению частей речи должно предшествовать определение основных структурно-семантических типов слов. Он выделял: 1. Слова-названия (или части речи) 2. Связочные, служебные слова, или частицы речи 3. Модальные слова (безусловно, едва ли, вероятно) 4. Междометия. Во многих языках мира части речи различаются совокупностью присущих им морфологических категорий, своеобразием форм словоизменения и словообразования. Некоторые лингвисты, например, Филипп Федорович Фортунатов (основатель Московской формальной школы) и его ученики (Д.Н. Ушаков, М.Н. Петерсон), пытались построить систему частей речи, опираясь только на формальные признаки и считали части речи морфологическими классами слов. Дмитрий Николаевич Ушаков приводит такую классификацию слов: 1. Слова без всяких форм (предлоги, союзы, исконные наречия, типа – где, здесь), несклоняемые сущ. (депо, кенгуру). 2. Слова только с формами словообразования (производные наречия – справа, шагом, сравнительная степень прилагательного, деепричастия, инфинитивы) 3. Слова с формами словообразования и словоизменения. Алексей Александрович Шахматов (Московская лингвистическая школа), Э.Герман считали главным принципом – роль слова в предложении. Например, А.А. Шахматов так определял существительное: «Существительное – часть речи, не употребляющаяся в качестве обстоятельства и определения». Итак, ЧАСТИ РЕЧИ - это классы слов, различающиеся по общему лексико-грамматическому значению, морфологическим признакам и основным синтаксическим функциям.   6. Синтаксис как раздел языкознания. Определение предложения (предикативность, модальность). СИНТАКСИС (от греч. 'строй, порядок'), в традиционном понимании совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению единиц, более протяженных, чем слово: словосочетанию и предложению. Предложение является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит язык, его реализация принадлежит речи. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное содержание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуализации. Предикативность имеет две стороны -- формально-логическую и модально-смысловую. Иногда эти два свойства рассматривают как два аспекта предложения, называя первое свойство предикативностью, а второе -- модальностью. Семантически предикативность – соотнесенность содержания предложения с действительностью. Соотносится с категорией времени, лица. Как суждение имеет два основных компонента -- субъект и предикат (или атрибут), так и предложение имеет два главных члена предложения-- подлежащее и сказуемое. Как семантическая структура предложения, так и особенно его формальное строение могут отличаться от структуры суждения, соотносясь с ним опосредованно, неполно и избыточно. Вербализация субъектно-предикатной формы мысли порождает двусоставные предложения номинативного строя. Однако смысловая структура предложения и ее логическая характеристика и в этом случае не тождественны. В предложении Человек пилит подлежащее обозначает не только логический субъект, но и действующее лицо (агенс); в предложении Дом построен подлежащее обозначает логический субъект, который не есть действующее лицо: он пассивное лицо (патиенс). Субъектно-предикатная двусоставность может быть не обязательной. В языках есть односоставные предложения, т. е. предложения с одним главным членом, который лишь формально совпадает со сказуемым или подлежащим: Светает. Нетождественность структуры предложения и суждения проявляется также в том, что предложение может объединять словосочетания в одну единицу, хотя каждая из частей имеет соотнесенность с формой суждения, правда, с различной степенью актуальности. Так возникают распространенные, осложненные и сложные модели предложений. Распространенное предложение содержит, кроме главных членов предложения, еще второстепенные -- дополнения, обстоятельства, определения. Второй признак предложения – модальность. Сущность синтаксической категории модальности составляет отношение говорящего к достоверности сообщаемого. (выражаются категориями наклонения,… специальными словами и частицами). Третий признак предложения – наличие интонационной законченности. В отличие от словосочетания предложение представляет собой интонационно замкнутую, закрытую конструкцию. Интонация разграничивает предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные, каждое из которых может быть восклицательным. По оценке содержания высказывания предложения бывают утвердительными и отрицательными, а также содержат значение подтверждения, уверенности или, напротив, значение неуверенности, сомнения и предположения. (слова: конечно, возможно) ИТАК:ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это грамматически оформленная по законам конкретного языка основная единица речевого общения, характеризующаяся наличием предикативности, модальности и интонации сообщения.   7. Актуальное членение предложения. Понятие данного и нового, или темы и ремы. Очень важно выяснить типичные способы смыслового использования одного и того же предложения. Вот почему в последние годы вслед за чешским лингвистом Вилемом Матезиусом начинают различать формально-грамматическое (структурное) и актуальное (смысловое) членение предложения. При актуальном членении в любом предложении выделяют основу и ядро высказывания, т.е. данное (известное) и новое. Актуальным членением предложений называется смысловое подчеркивание одного из компонентов предложения и установление между частями новых субъектно-предикатных отношений. Выделенная часть предложения называется ремой (новое) высказывания, остальная часть - темой (данное) высказывания. Средствами актуального членения являются порядок слов, синтагматическое членение и постановка фразового ударения. Так, предложение Сейчас я пойду домой путем интонационно-смыслового членения может быть превращено в четыре фразы, имеющие одну и ту же позиционную модель предложения, одно и то же лексическое наполнение, но различное актуальное (смысловое) членение: 1. Сейчас я пойду домой. Постановка фразового ударения на первом слове и отделение его от остальной части паузой актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой, ядром высказывания, тогда как остальная часть превращается в, тему высказывания, смысловой фон выделенного компонента. 2. Сейчас я пойду домой. Постановка фразового ударения на втором слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой. Актуализированным оказалось подлежащее. 3. Сейчас я пойду домой. Постановка фразового ударения на третьем слове и отделение его паузами от остальной части актуализирует его в смысловой структуре предложения, делает ремой высказывания, его психологическим предикатом. Актуализированным оказалось сказуемое. 4. Сейчас я пойду домой. Постановка фразового ударения на четвертом слове и отделение его паузой от остальной части актуализирует его в смысловой структуре высказывания, делает ремой. Актуализированным оказалось обстоятельство места (направление действия). Конечно, актуализированными могут оказаться все члены предложения: Сейчас я пойду домой. Однако такое равномерное распределение актуализации смысла является утрированным. Обычно в речи происходит неравномерное распределение актуализации, смысловое выделение одного из компонентов высказывания. Актуальному членению подвергаются все типы и виды предложений, в составе которых больше одного слова. Чем больше слов в предложении (простом и сложном), чем сложнее его синтаксическая структура, тем больше возможностей его различной актуализации, тем сложнее сами правила актуального членения предложения.      

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: