Феминистское направление

Феминизм как направление философской мысли – это феномен интеллектуальной культуры ХХ–XXI века. У его истоков – имена таких деятелей, как британская писательница Вирджиния Вульф, амер. художница Джоан Митчелл, основатель движения за женские права в США Бетти Фриден, профессор социологии Элизабет Бадентер.

В философии проблематика феминизма разрабатывается, прежде всего, в русле гендерных исследований социально-культурной реальности на основе акцентации половых различий субъектов культуры. Феминистская традиция представлена различными направлениями: либеральным, марксистским, радикальным, социалистическим и психоаналитическим.

Пробуждение феминистского движения, или “женское возрождение” началось в 60-е годы. Его эпицентром стали США, где именно в эти годы наблюдалась активизация демократических процессов, направленных на ликвидацию различных форм дискриминации, и прежде всего расизма. В 1970-е годы повсеместно в западных университетах возникают центры “женских” или “феминистских” исследований с особыми программами, включающими специалистов по биологии, физиологии, антропологии, этнографии, философии, истории, филологии.

Возник спор, разделивший феминистов на сторонников “эгалитарного” подхода и проповедников “женской субъективности”. Свой выход предложили исследователи, строившие анализ, исходя из сопоставления “мужской” и “женской” ролей в разных ситуациях в разные периоды. Они предложили ввести новое понятие “ гендер ” (от англ. – gender – род). В русском языке это понятие можно раскрыть только смысловой фразой: “социальные отношения пола”, или социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские. Они стремятся перевести анализ отношений пола с биологического уровня на социальный.

В 1980-е и 1990-е годы гендерные исследования стали достаточно распространенными. Однако как понимание и использование самого понятия «гендер», так и применяемые в ходе исследований методы весьма различны. В целом можно выделить четыре основные теории гендера: 1) гендер как социально-демографическая категория (основывается на идеях социологии пола); 2) гендер как социальная конструкция (понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, конструируемая основными институтами общества); 3) гендер как стратификационная категория (Гендер, иерархизирующий социальные отношения и роли между мужчинами и женщинами); 4) гендер как культурная метафора (Мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно-символических рядов: мужское – рациональное, духовное, божественное, культурное; женское – чувственное, телесное, греховное, природное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: