Центры развития архитектуры

Архитектура

Истоки древнерусского искусства

Фундамент древнерусского искусства

ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Художественная культурА средневековья

Русское средневековье – период от IX в. (возникновение Киевской Руси) до конца XVII в. (реформы Петра I).

Древнерусское искусство зародилось в 9-10 веках, когда возникло первое государство восточных славян – Киевская Русь. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдалённых стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло своё особое место в истории мирового искусства.

Идолопоклонничество, обрядовость.

Культ природы определял мироощущение древних славян.

Боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы: Перун – бог огня и грозы; Солнце (Даждьбог) – бог, дающий благо; Велес (Волос) – бог скота; Мокошь – богиня водной стихии.

988г – крещение Руси – киевский князь Владимир

Византийское искусство в период раннего средневековья занимало ведущее место в художественно жизни Европы и Ближнего Востока; византийские зодчие и художники были носителями высоких традиций и развитого творческого опыта. В архитектуре храм был основным типом общественного здания, выполнявшим важную идейно-воспитательную роль. В архитектуре разрабатывались сложные интерьеры, как бы изолировавшие человека от остального мира. Религиозные требования сковывали развитие скульптуры, т.к. церковь считала статую идолом. Живопись находилась под строгой церковной опекой и развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись, книжная миниатюра.

Художественная культура Древней Руси основывалась в своём развитии на христианском вероучении. Новая религия в корне изменила назначение храма и тем самым его архитектурные формы и всё убранство. Христианские храмы появились на Руси ещё в 10 веке.

Киевская Русь

Новгородская Русь

Владимирское княжество

Московская Русь

ВИЗАНТИЯ

Храм Святой Софии в Константинополе (532 – 537гг.) строился византийским императором Юстинианом как главный храм всего восточно-христианского мира. В нем император во время богослужения должен был молиться вместе со своим народом. В архитектуре храма его авторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета предприняли попытку соединить базилику и купол, что положило основу крестово-купольным храмам, в которых соединились два главных христианских символа: крест и круг. Храм грандиозен: длина 77 м, диаметр купола 31,5 м. По словам современников постройки храм царил над городом, как корабль над волнами моря. Первоначально храм имел плавный силуэт. В настоящее время его внешний вид сильно изменен контрфорсами, возведенными для укрепления купола, а также павильонами и минаретами, которые были пристроены позднее.

Архитектурный образ святой Софии гармоничен; в нем отражена идея величия, сложности, бесконечного многообразия мира. Интерьер храма создает особый мир, возвышенный, торжественный, полный движения. Архитектура храма должна была заставить человека ощутить свое ничтожество перед божественными силами, внушить мысль о мощи Византийской империи и церкви.

Популярное женское имя София обычно толкуют как «премудрость», хотя оно имеет более широкое значение: «разум», «знание», «умение», «талант». София представляет собой ипостась Святой Троицы, Иисуса как символа Божественной премудрости. София известна и как духовное, и как мирское имя. Софии – премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе – главный храм Византийской империи. Первые православные соборы в главных городах Киевской Руси – в Киеве, Новгороде, Полоцке были также посвящены Святой Софии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: