Эскиз эпохи, родившей Ришелье

Эпоха, предшествовавшая правлению Ришелье, была до чрезвычайности сложным временем. Крестьянство, основное население Франции, было задавлено множеством налогов, особенно церковными. Ему сочувствовало низшее духовенство. Нарождалась на поте и крови крестьян и ремесленников – буржуазия, для которой главным мерилом жизни была нажива любыми средствами. Она, эта алчная буржуазия, страстно желала занять «место под солнцем». Королевская власть безраздельно и во всем поддерживала католическую церковь, поскольку она верно обслуживала богоданность власти, ее закономерность и справедливость.

Между тем в соседних странах резко выступили против церкви и ее учения Мартин Лютер (1525 г.) в Германии, Кальвин (1536), в Швейцарии. За ним и последовали массы, требуя реформации (упрощения) церкви (что стоит в этом плане Великая Крестьянская война в Германии 1525 г. и ее вождь Томас Мюнцер). Образуются два лагеря в обществах западных стран – сторонников и противников Реформации, между которыми происходит яростная и кровавая борьба.

Не избежала этого и Франция. Сторонников Реформации и изменений в обществе стали называть гугенотами, а лагерь приверженцев католической веры – католиками. Разберем эти понятия на примере французской истории XVI-XVIII вв. Гугеноты (франц. huguenots), возможно от нем. Eidgenossen – союзники) – в широком смысле слова сторонники кальвинистской (протестантской) религии во Франции XVI-XVIII вв.; в узком смысле – особая религиозно-политическая группировка французских кальвинистов, существовавшая в 60-х гг. XVI в. – 20-х гг. XVII в. (около шести десятилетий). Социальный состав этой группировки был крайне пестрым: представители буржуазии и плебейства, часть дворянства и феодальной знати. Они выступали против феодальной эксплуатации (буржуазия и плебейство); а часть дворянства и феодальной знати – против крепнувшего абсолютизма короля. Гугенотами руководили на разных этапах их борьбы с католицизмом принц Конде Генрих Наварский.

       
   
 
 
Принц Конде


Законный наследник французской короны, ставший в 1589 г. повелителем Франции под именем Генриха IV (1553-1610), первый представитель династии Бурбонов.

Во главе католиков стояли герцоги Гизы (Guise, боковая ветвь герцогов Лотарингии) Франсуа Гиз (1519-1563), крупный полководец, его брат Шарль Гиз (1525-1574). Франсуа Гиз организовал триумвират (он+Монморанси и Сен-Андре) для захвата власти и уничтожения гугенотов. Генрих Гиз (1550-1588) – один из организаторов Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 г., особенно усердствовала в ее организации тогдашняя королева Франции Екатерина Медичи (1519-1580).

Никакое дело, тем более дело исторической важности, не может выполняться без организации. Католики в мае 1576 г. учредили Католическую лигу, объединившую часть католического духовенства и дворянства во главе с герцогами Гизами под предлогом борьбы с гугенотами во время религиозных войн во Франции.

Действительными целями католической лиги было стремление ослабить политическую централизацию Франции, ограничить королевскую власть в свою пользу. Города не поддержали католическую лигу: буржуазия и народная массы были резко против программы феодалов, взявших курс на сепаратизм. В конце 1576 г. она распалась, но в 1586 г. Гизы восстановили ее на волне антиабсолютистского движения французских городов (Подробнее см.: Лучицкий И.В. Католическая лига и кальвинизм во Франции (Т.1. Киев, 1877)).

Основные положения Католической лиги 1576 г., можно сказать, унаследовала Католическая лига 1609 г., созданная 10 июля в Мюнхене для борьбы с Протестантской унией 1608 г. Католическую лигу 1609 г. возглавил Максимилиан I Баварский. В нее вошли многие духовные и светские феодалы Германии (главным образом Южной и Западной). Католическая лига 1609 г. стала одной из главных сил католической реакции в Западной Европе. Ее материально поддерживала Испания с началом Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. католическая лига создала свою армию во главе с Тили (Иоганн Церкалас (1559-1632)), который потерпел сокрушительное поражение от шведского короля Густава Адольфа 17 сентября 1631 г. В 1635 г. Католическая лига была распущена.

Протестанты для борьбы с реакционным католицизмом создали Протестантскую унию 1608 г. – союз германских протестантских князей и имперских городов. Союз заключен 14 мая 1608 г. сроком на 10 лет. Главой унии стал курфюрст Пфальский Фридрих IV. Уния поддерживалась Францией (королем Генрихом IV), Англией, Республикой Соединенных провинций. Протестантская уния имела общую кассу и армию.

Протестантская уния вела борьбу с католическими князьями, объединившихся в католическую лигу 1609 г. В ходе Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. потерпела поражение от Католической лиги и прекратила свое существование в 1621 г.

Борьба между гугенотами (последователями Кальвина) и католиками вылилась в так называемые религиозные войны, начало которых в исторической литературе датируется по-разному (1559 г., 1560 г. и даже 1 марта 1562 г.). В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франции Франциска II. Не получилось. Но борьба гугенотов с католиками усилилась. Враждующие силы искали помощи у иностранных держав. Гугеноты – у немецких протестантских князей (Германия как таковая представляла вплоть до 1871 г. конгломерат независимых княжеств), Голландии и Англии; католики – у Испании. Гугеноты добились успехов и в 1570 г. принудили католиков к Сен-Жерменскму миру, по которому они получили 4 важных города-крепости, право занимать государственные должности, свободу кальвинистского богослужения в некоторых городах (кроме Парижа) и т.д.

Сен-Жерменский мир 1570 г. вызвал новую вспышку кровавых войн католиков с гугенотами и привел к резне гугенотов в Варфоломеевскую ночь.

В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея) королевой Франции Екатериной Медичи [королем Франции в то время был Карл IX (1560-1574)] и католиками во главе с Гизами была организована массовая резня гугенотов в Париже, вошедшая в истории под названием Варфоломеевской ночи. Ярые противники гугенотов были не на шутку напуганы их усилением.

Гугеноты съехались со всей Франции в Париж на свадьбу своего руководителя Генриха Наварского с сестрой короля Маргаритой. Католики решили их уничтожить. Белыми крестами были помечены дома гугенотов. Резня началась по набату между 2 и 3 часами ночи. К полудню было убито две тысячи человек. Резня продолжалась несколько дней и перекинулась в провинциальные города. Генрих Наварский и принц Конде спаслись бегством. Легко узнаваемые по черным одеждам гугеноты становились легкой добычей обезумевших убийц, которые не давали пощады никому, будь то старики, дети или женщины. Мертвых раздевали – многим хотелось еще и поживиться одеждой. После Варфоломеевской ночи около 200 тысяч гугенотов бежали из Франции в соседние страны. В провинциальных городах Франции погибло около 70 тысяч человек. Царь Иван Грозный осудил такое обращение с подданными. Англия, Польша выразили свое недовольство такой возмутительной акцией. Однако силы гугенотов не были разгромлены. После Варфоломеевской ночи началась новая гражданская война 1572 – 1573 гг.

Разразившиеся гражданские войны (их историки разделяют на три периода: первый – 1562-1572 гг., второй – 1572-1576 гг., третий – 1576-1598 гг.) привели к подписанию королем Генрихом IV 13 апреля 1598 г. Нантского эдикта, в котором еще раз была подтверждена для гугенотов свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа и некоторых других), в своих замках и ряде сельских местностей. По названному Нантскому эдикту гугеноты получили право занимать судебно-административные и военные должности, им предоставлялось право созывать свои политические конференции и синоды. По секретным дополнительным статьям Нантского эдикта гугеноты получили в свое распоряжение 147 крепостей с гарнизонами (Монпелье, Монтобан, Ла-Рошель и др. в основном на юге Франции) и право иметь армию и т.д. Нетрудно заметить, что гугеноты добились Нантским эдиктом 1598 г. очень много как в устроении своей духовной жизни, так и ее защиты большими материальными ресурсами. Страна была расколота. Гугеноты создали свое государство в королевстве под именем «Франция» (на ее юге).

Всмотримся в карту. На ней обозначена территория Франции второй половины XVI в.


Нантский эдикт встретил резкую оппозицию со стороны римского папы, католического духовенства и местных парламентов. Последние сильно затянули его регистрацию. Король Генрих IV, подписавший Нантский эдикт, подписал себе смертный приговор – католики его не простили, и он был убит 14 мая 1610 г. (царствовал с 1589 г., фактически с 1594 г., бывший Генрих Наварский) фанатиком Равальяком. Смерть Генриха IV вызвала новую волну борьбы во Франции. Феодалы вновь, что называется, подняли головы и многим казалось, что вот-вот начнется второе издание религиозных войн (напомним: они закончились как раз этим самым Нантским эдиктом 13 апреля 1598 г.). В такой крайне накаленной обстановке получил королевский престол сын Генриха IV – 9-летний и слабый Людовик XIII (с 1601-1643 гг.; король с 1610 г.) все в той же обстановке Ришелье получил пост первого министра Франции.

Завершая сюжет о Нантском эдикте, скажем, что после войны с гугенотами в 1621-1629 гг. секретные статьи Нантского эдикта были ликвидированы по миру в Але (1629 г.), что не обошлось без действий Ришелье. Людовик XIV (1638-1715 гг., король с 1643 г., сын Людовика XIII) в 1685 г. окончательно и полностью отменил Нантский эдикт.

Вот в такой, прямо скажем, тяжелейшей обстановке для Франции и ее народа Людовик XIII назначает Ришелье «главным министром королевства». Ришелье много работает. Один из французских художников изобразил его за рабочим столом. Рассмотрим эту картину

 
 


Ему чуть перевалило за сорок. Он полон самых больших надежд. На нем пурпурная мантия кардинала (широкая длинная одежда в виде плаща, надеваемая поверх другого платья) с широким белым воротником, усиливающим бледность узкого лица, обрамленного черной, спускающей густыми волосами шевелюрой. Высокий, тяжелый лоб, приподнятые, словно удивленные брови, длинный, с горбиной тонкий нос, волевой рот – признак затаенных желаний. Удлиненность лица усиливают весело, по-солдатски приподнятые усы и заостренная бородка на испанский манер. Выразительный всепроникающий взгляд больших серых глаз придает его лицу в одно и то же время суровое и приветливое выражение. Чаще всего в этом взгляде – ясность и спокойствие уверенного в себе человека. Его глаза обладают непостижимый завораживающей силой. Обратим внимание на руки – они как у настоящего музыканта: необыкновенно длинные кисти со столь же удлиненными пальцами. Художник «выписал» тонкий, длинный, так называемый большой палец правой руки, между ним и указательным твердо зажато гусиное перо.

Справа – бронзовая, увесистая статуя распятого Христа, рядом с ней – раскрытый фолиант. Ришелье – кардинал сидит в богатом и удобном кресле, за небольшим рабочим столом, положим в одном из многочисленных королевских дворцов. Вся фигура напряжена и выписана на фоне большого стенного ковра. Он весь в напряжении – будто бы ждет, быть может самого короля.

Ришелье уже твердо осознал свое призвание: он должен посвятить себя служению Франции. Он развернул масштабную государственную, дипломатическую и военную деятельность.

3. Государственная и дипломатическая деятельность Ришелье: опыт характеристики

Ришелье был скромным, осторожным, хитрым и одновременно вероломным политиком. Он не останавливался ни перед какими преградами для достижения поставленных – личных и монарших – целей.

Эти цели во внутренней и внешней политике он изложил в своем политическом завещании, написанном им в конце 30-х – начале 40-х гг. XVII в. Завещание в полном объеме (оно более 300 страниц типографического текста) было опубликовано в Париже лишь в 1947 г., то есть более трехсот лет спустя (после его написания). На русский язык оно переводилось дважды во времена Екатерины II. Обратимся к нему. Текст его, надо признать, Ришелье тщательно отшлифовал.

Ришелье писал в этом «Политическом завещании»[2]: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства». [3] Если можно сомневаться в буквальном смысле первого утверждения Ришелье, то могущество абсолютистской власти он на самом деле стремился всеми способами утвердить как внутри страны, так и за ее пределами.

Ришелье – дворянин – старался укрепить первенствующее положение дворянства во французском обществе.

Но буржуазия набирала силу. Отсюда два положения Ришелье в его «Политическом завещании»: «богатство и гордость одних [буржуа, чиновников] подавляет бедность других [дворян] – богатых лишь доблестью». Ришелье не забыл отметить: «очень распространенный недостаток лиц, родившихся в этом сословии [дворянства], - что они применяют к народу насилие» (Там же, p. 218, 219).

Однако простой народ для Ришелье – это «мул, который привыкнув к нагрузке, портится от долгого отдыха больше, чем от работы» (Там же, с. 254).

Ришелье в своем завещании постулировал осторожность в борьбе государства в лице короля с гугенотами: «Осторожность не позволяет королям прибегать к рискованным мерам, могущим выполоть доброе зерно при желании выполоть плевелы» (Там же, с. 323).

Ришелье призывал решительно бороться с сепаратизмом гугенотов и крупных феодалов, обосновывая это, в частности и тем, что «бич, являющийся символом правосудия, никогда не должен оставаться праздным» (Там же, с. 341).

Однако суд суду рознь. «Если во время разбора обыкновенных дел суд требует бесспорных доказательств, - констатирует Ришелье, - совсем иначе в делах, касающихся государства; в таких случаях то, что вытекает из основательных догадок, должно иногда считаться за ясные доказательства» (Там же, с. 343-344). (Вот влияние взглядов Макиавелли).

Внутренние трудности Франции в эпоху Ришелье (1624-1642) – гражданские войны, разорение страны, уменьшение народонаселения, непомерный рост налогов и другое – осложнялись международным положением королевства. Всей Европе угрожала наднациональная католическая династия Габсбургов поглощением национальных государств. Кардинал мощно лавировал в своей дипломатической работе: он то склонялся к союзу с габсбургской Испанией и папством, то действовал с точностью до наоборот – поддерживал деньгами протестантских князей германских земель и тем самым ослаблял Габсбургов. Через 8 лет лавирование Ришелье прекратил: в 1630 г. он принял решение давать ежегодные крупные суммы денег протестантской Швеции для войны с германскими князьями-католиками. Тем самым Ришелье тайно втянул Францию в Тридцатилетнюю войну (1618-1648 гг.), закончившуюся Вестфальским миром, открывшим так называемую Вестфальскую эпоху в мировой дипломатической истории. Здесь будет уместно сказать хотя бы несколько слов о Тридцатилетней войне в Европе.

Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) - это кровавая бойня между габсбургским блоком государств и антигабсбургской коалицией. Габсбургский блок выступал под знаменем католицизма, антигабсбургская коалиция (особенно вначале) – протестантизма.

Дополним информацию о династии Габсбургов и их территориальных владениях исторической картой.

Габсбурги ( от нем. Habsburger) – династия, правившая в Австрии [1212-1918 гг.], Чехии и Венгрии [1326-1918 гг.], части Италии [с XVI до 1866 г.]. С 1804 г. австрийские императоры, с 1867императоры Австро-Венгрии; в «Священной Римской империи» [1438-1806]; Испании [1516-1700], Нидерландах (Бельгии) до 1794 г.

С 1516 г. императоры «Священной Римской империи» своей власти подчинили Германию, Австрию, Чехию, часть Венгрии, Испанию и ее колонии в Америке (см. карту).

 
 


В XVI-XVII вв. Габсбурги, опиравшиеся на католическую церковь и проводившие политику контрреформации, были носителями реакционных идей, молитвою и оружием противостояли процессу складывания национальных государств. Они стремились к созданию «всехристианской империи».

В антигабсбургскую коалицию входили германские протестантские князья, Франция, Швеция, Голландия, Дания, Англия и Россия (см. карту).

Как видите, две мощные группировки государств противостояли друг другу. Борьба шла ожесточеннейшая и на полях сражений, и на дипломатическом фронте.

С выступлением в войну Франции (ее втянул Ришелье тайно в 1630 г., и явно в 1635 г.) определилось явное превосходство антигабсбургской коалиции.

В результате потерпел крах план Габсбургов на создание «Мировой империи» и включение в нее национальных государств. Вестфальский мир 24 октября 1648 г. утвердил приоритет национальных государств и открыл эру стабильного положения в Европе. Тридцатилетняя война была первой общеевропейской войной. В 1648 г. политическая гегемония перешла к Франции, к Франции без Ришелье (его преемником стал кардинал Мазарини). Следует отметить в этой связи расчетливость Ришелье как дипломата, угадавшего нужное время вступления Франции в войну. Результаты войны были катастрофичны. Она унесла много человеческих жизней. По оценкам советских историков (Н.Ф. Колесницкий и др.) в Тридцатилетнюю войну погибло 2 071 000 солдат (только одна Германия потеряла 300 000 солдат) и 6 млн мирных жителей. Население Франции уменьшилось более чем на 1 млн человек, т.е. в общей сложности людские потери составили более 8 млн человек. По другим расчетам совокупные людские потери составили 5-6 млн человек.

Колоссальный ущерб был нанесен сельскому хозяйству, ремеслу, жилищам и др. Тридцатилетняя война стала одним из этапов в истории наемных армий. Оба блока использовали наемников, набиравшихся из различных социальных слове разных стран Европы и без оглядки на вероисповедание. Они служили за деньги и превратили военное дело в профессию, в осуществлении которой большую долю занимало «мародерство». Это слово и понятие родились в эпоху Тридцатилетней войны. Его происхождение связывается с именем одного из двух (а, может быть с обоими) известных фамилий Мероде и принимавшими участие в войне: это немец, генерал, граф Иоганн Мероде или швед, полковник Вернер фон Мероде.

В русском языке слово «мародер» - это грабитель, разоряющий население в местах военных действий, снимающий вещи с убитых и раненых на полях сражений, занимающийся грабежом в местах катастроф.

К этим бедствиям прямое отношение имел Ришелье, использовавший «военную дипломатию» для достижения интересов абсолютистской Франции. Ришелье в эпоху Тридцатилетней войны нередко игнорировал мирную дипломатию, которая столь быстро (по сравнению с военной дипломатий) не могла дать нужных ему и верхушке Франции результатов.

Тем не менее, Ришелье входит в число 152100 великих дипломатов всех времен и народов. К тому же некоторые историки считают нужным употреблять термин «дипломатическая школа Ришелье». [4] Конечно, этот термин условен. Тем не менее возможно наметить основные характерные черты дипломатии Ришелье. Каковы они?

Ришелье очень хорошо понимал, что основной задачей сильной дипломатии является поиск союзников, где бы они не находились, особенно ближних к территории страны. Эта аксиома мудрой дипломатии, поскольку пространство и время всегда и везде имеют стратегическое значение. Эта аксиома нисколько не устарела и сегодня, в эпоху невиданных технических возможностей.

Ришелье использовал тайную дипломатию. Он скрытно субсидировал антигабсбургскую коалицию (Швецию), но когда не добился желаемых результатов, объявил о вступлении Франции в Тридцатилетнюю войну.

Ришелье проявил понимание французской реальности первой трети XVII в. – малолетство королей – и озаботился подготовкой своего преемника на посту кардинала и первого министра королевства. После его смерти им стал его ученик кардинал Мазарини, продолживший политику и дипломатию Ришелье при короле Людовике XIV.

Дипломатия Ришелье – это во многом воплощение постулатов Макиавелли, разработанных в его книге «Государь» (1532 г.) – для достижения государственных интересов все средства допустимы – подкуп, предательство, лицемерие, убийство и т.д.

Ришелье был дальновидным и искусным дипломатом. Приведу лишь один факт – точно рассчитанные им время вступления Франции в Тридцатилетнюю войну.

Ришелье своей длительной политикой (почти два десятка лет) убедительно продемонстрировал единство внутренней и внешней политики. Наш классик это выразил словами: «Внешняя политика есть продолжение внутренней политики».

Таковы основополагающие черты дипломатической школы Ришелье.

Однако вернемся к жизни Ришелье. наступил ноябрь 1642 г. Ришелье в зените своей славы. Он привел Францию к статусу великой мировой державы. Франция чувствует себя хорошо, однако со здоровьем Ришелье происходит что-то неладное. 28 ноября наступило резкое ухудшение здоровья. Врачи ставят еще один диагноз – гнойный плеврит (воспаление плевры). Перед самой кончиной кардинала Людовик XIII дважды встречался с ним – 2 и 3 декабря 1642 г. 2 декабря умирающего навещает король. «Вот мы и прощаемся, - слабым голосом говорит Ришелье. – Покидая Ваше Величество, я утешаю себя тем, что оставляю Ваше королевство на высшей ступени славы и небывалого влияния, в то время как все Ваши враги повержены и уничтожены… Затем Ришелье рекомендует оставить на своих постах государственных секретарей Шавиньи и Наайе, а своим единственным преемником называет кардинала Мазарини.


Мазарини (Mazarini) 1602-1661 1643-1661


«У Вашего Величества есть кардинал Мазарини, я верю в его способности на службе королю», - говорит Ришелье. В ответ Людовик XIII обещает выполнить просьбы умирающего и покидает.

Оставшись с докторами, Ришелье просит сказать, сколько ему еще осталось жить. врачи отвечают уклончиво, и лишь один из них – месье Шико – осмеливается сказать: «Монсеньор, думаю, что в течение 24 часов Вы либо умрете, либо встанете на ноги». «Хорошо сказано», - тихо сказал Ришелье.

На следующий день, 3 декабря король вновь посещает Ришелье. В течение часа они беседуют. Неизвестный художник со слов очевидцев изобразил последние минуты последней встречи короля Людовика XIII с Ришелье. Всмотримся в эту картину.

 
 


В богато меблированной обширной комнате трое: справа от нас – Людовик XIII в королевском наряде. Напротив короля в глубоком кресле, согбенный, беспомощный старик в кардинальской мантии. Это Ришелье. За его креслом – племянница кардинала, герцогиня д’Эгийон со слезами на глазах. Она удручена горем. Левая ее рука положена на верхнюю часть кресла, правая - в ней платок – приложена ко рту. король правой рукой поддерживает подбородок и внимательно слушает своего первого министра. Ришелье вытянул ноги, прикрытые мантией, правой рукой опершись о поручни кресла, с трудом что говорит своему владыке, подкрепляя весомость своих слов беспомощным жестом почти бессильной левой руки. Голова наклонена вперед, рот полуоткрыт – слова Ришелье даются с немалым трудом. Он явно утомлен. Людовик XIII это замечает. Через час он оставляет Ришелье со своей племянницей. Он просит ее оставить его. Место д’Эгийон занимает отец Леон, дающий умирающему последнее отпущение грехов. «Предаюсь, Господи, в руки твои», - шепчет Ришелье. Через секунду-другую он вздрагивает и затихает. Отец Леон подносит к его рту зажженную свечу, но пламя остается неподвижным, всемогущий кардинал мертв. Смерть наступила 4 декабря 1642 г.

Сразу же Людовик XIII вызвал к себе Мазарини и объявил, что назначает его главой Королевского совета. Ближайшие соратники Ришелье – Шавиньи и Нуайе – оставлены на своих постах. Король выполнил свои обещания, данные Ришелье при его последних встречах с ним. Похоже, что усопший услышал указы короля и понял, что его дело всей жизни находится в твердых руках, которыми повелевает умная голова, и он успокоился, что нашло отражение на полотне художника. Вот его фотография.

       
 
 
   
Ришелье на смертном одре


Лицо Ришелье мало в чем изменилось в сравнении с его портретным изображением «Ришелье за рабочим столом», лишь заострился нос, обозначились скулы, увеличились глазницы (как и у всех усопших).

Последнюю главу своей книги «Кардинал Ришелье» (см. С. 199, с. 373), написанную на основе французских источников и литературы, проф. П.П. Черкасов закончил верными словами: «История дает множество примеров крупных изменений, происходивших после смерти правителей, слишком долго державшихся у власти. Ришелье продолжал править и из своей могилы, устроенной в соответствии с его пожеланиями в церкви Парижского университета. Не было ли это лучшим признанием правильности избранного им для Франции пути? Ответ на этот вопрос принадлежал истории».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: