Управление косвенными расходами предприятия

Группировка косвенных расходов зависит от того, что считается объёктом затрат.

Существует учёт издержек по видам, по местам их возникновения, по центрам ответственности и по носителям затрат.

1.Учёт расхода по видам:

Возможные виды определяет 25 глава НК, организация такого учёта позволяет предприятию рассчитать структуру себестоимости, т.е. % соотношение отдельных элементов. Для удобства каждого вида затрат присваивают регистрационный номер, отражают в первичном документе. Учёт позволяет выделить резервы снижения себестоимости.

2. Учёт затрат по местам возникновения.

Место возникновения – это структурное подразделение предприятия, по которому организация ведёт учёт расходов, планируемые, нормируемые. Для контроля и управления затратами производственных ресурсов (цех, участок, рабочее место, бригада). Каждому месту присваивается регистрационный номер с выделением места возникновения главных и вспомогательных затрат.

3. учёт по центрам ответственности.

Центр ответственности- сегмент предприятия, за результаты работы которого отвечает его руководитель. Цель такого учёта состоит в накоплении данных о расходах, доходах по каждому центру. Фактические данные по центрам ответственности отражаются бухгалтером в отчётах об исполнении сметы

4. Учёт по носителям затрат.

Носители затрат – изделия, ПФ, группы однородных изделий, заказы, объекты, услуги. После группировки соответствующих затрат начинается процедура распределения затрат.

Пример: Медицинская клиника оказывает платные медицинские услуги. Организационная структура:

2 производственных подразделения: отдел терапии и хирургии

3 непроизводственных службы: администрация, прачечная, столовая

Затраты центров ответственности клиники в у.е.:

администрация -900 у.е.

прачечная – 225 у.е.

столовая -475 у.е.

хирургия – 1200 у.е.

терапия – 1000 у.е.

итого: 3800 у.е.

метод прямого распределения:

база распределения – доля в выручке от реализации медицинских услуг.

Показатели хирургия терапия итого
       
Прямые затраты      
Доля в выручке от реал-ции%      
Распределение затрат админист.      
Распределение затрат прачечных      
Распределение затрат стол.      
Всего затрат после распределения      

Применяются следующие факторы затрат:

1. ОЗП производственных рабочих

2. Произв-я себестоимость

3. объём выпуска в натуральном выражении

4. затраты на основные материалы

5.валовая продукция

Недостаток: метод не учитывает то. Что сегменты предприятия оказывают услуги друг другу.

Метод пошагового распределения затрат

Шаг1 определяет затраты по центрам ответственности

Шаг2 определение базовой единицы, т.е. единицы объёма, по которым распределяют услуги вспомогательных служб

Шаг3 распределение затрат по принципу от непроизводственных к производственным подразделениям.

Базовые единицы:

администрация -10 человек

прачечная – 5 человек

столовая – 5 человек

хирургия -20 человек

терапия – 30 человек

по прачечной:

столовая -20 кг. белья

хирургия – 60 кг.

терапия – 40 кг.:

по столовой

хирургия – 100 пациентов

терапия -200 пациентов

1.

·

Подразделения больницы Затраты Админ. Пром. расчёт Прачеч-ная Пром. расчёт Стол- вая Общие затраты
администрация   900* - - - - -
прачечная       300* - - -
столовая           600* -
хирургия              
терапия              
               

* - затраты подлежащие распределению.

5: 5: 20: 30 – упрощаем

1: 1: 4: 6 =12

900: 12 = 75 у.е.

75: 75: 300: 450

20: 60: 40

1: 3: 2 = 6 у.е.

50: 150: 100

100: 200

1: 2 = 3

600: 3 = 200

200: 400

Метод взаимного распределения затрат

Он применяется в бухгалтерском учёте, используется когда между непроизводственными подразделениями предприятия происходит внутри фирменный обмен услугами.

Центры оказывающие услуги   Центры потребляемые услуги итого
Админ. Хоз.блок (прач.+стол.) хирургия терапия  
Хоз.блок:          
Прямые затраты   -      
Доля прямых затрат в общей в % 900: 3100=   -   38,7   32,3  
Админ.:          
Прямые затраты -        
Доля прямых затрат в общей в % - 700:2900= 24,2   41,4   34,4  

= 29% = 38,7% и т.д.

Рассчитываем затраты непроизводственных подразделений скорректированные с учётом 2-х стороннего потребл. услуг

Обозначим:

А – скорректированные затраты хозяйственного блока

К - администрации

Решаем эту систему уравнения

А = 700 + 0,242 (900+0,29А)

А = 700 + 217,8 + 0,07А

0,93А = 917,8

А986,88987

К = 900 + 0,290987

К = 1186

Хирургия = 1200 + 1186 0,414 + 987 0,387 = 2073

Терапия = 1000 + 11860,344 + 987 0,323 = 1727

Пример:

ОАО»Ранеп» изготавливает бытовую технику. Организационная структура:

Цех 1 – изготовление пластмассовых корпусов

Цех 2 –изготовление металлических конструкций

Цех 3 – сборочный цех

3 непроизводственных:

- столовая

- мед.пункт

- администрация

Метод прямого распределения

Цех1 – 1600у.е.

Цех2 – 1700у.е.

Цех3 – 1200у.е.

Администрация -1000у.е.

Мед.пункт -300у.е.

Столовая -500у.е.

Итого – 6300у.е.

показатели Цех 1 Цех2 Цех 3 итого
Прямые затраты        
Доля в выр от реал %        
Распред.затраты админ.        
Распред.затр.мед.пунк.        
Распр.затр.стол.        
Всего затрат после распределения        

Базовые единицы:

Админ.-15 чел

Мед.пун.-4 чел

Столовая – 7 чел.

Цех1 -25 чел.

Цех2 – 20 чел.

Цех3 – 15 чел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: