Современные модели управления качеством

До 80-х годов общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оператив­ное руководство входило в противоречие с концепцией управле­ния качеством.

Сегодня можно выделить три уровня систем управления каче­ством, имеющих некоторые концептуальные различия:

- системы, соответствующие требования стандарта ИСО 9000;

- Всеобщее управление качеством — TQM (Total Quality Management);

- системы, соответствующие критериям национальных или меж­дународных (региональных) премий, дипломов по качеству.

Главная целевая установка систем качества, построенных на ос­нове стандартов ИСО 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств спо­собности предприятия сделать это. Однако, в стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок — просто отсутствует.

Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, что на предприятии имеется система качества ИСО 9000, является сертификат. Наличие у предприятия сертификата стало одним из основных условий его допуска к тен­дерам по участию в различных проектах.

Единые подходы, признанные специалистами всех стран, изве­стны как принципы всеобщего управления качеством Total Quality Management (TQM).

Концепция предусматривает всестороннее целенаправленное применение систем и методов управления качеством во всех сфе­рах деятельности — от исследований и разработок до послепро­дажного обслуживания — при участии руководства и служащих всех уровней и рациональном использовании ресурсов, техничес­ких возможностей.

TQM — комплексная система, ориентированная на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку продукции точно в срок.

Одна из основополагающих концепций TQM— цикл Деминга (PDCA-цикл). Он может применяться на всех уровнях: в повсед­невной работе и на уровне долгосрочного управления. PDCA-цикл должен быть дополнен необходимыми ресурсами и информацией (люди, материалы, машины и установки, методы; информация о заказчиках, персонале, окружающих условиях и организационной структуре). слайд

Вывод: Можно подойти к совершенствованию конкретной системы качества следующим образом:

- взять за основу стандарт ИСО 9004;

- наращивать и совершенствовать систему, используя филосо­фию и подходы TQM;

- постоянно проводить самооценку по критериям качества, со­вершенствовать систему в стремлении сократить или ликвидиро­вать отставание от лидеров — победителей конкурса на премию, диплом по качеству.


Рис. 13. Модель TQM «Грецкий орех»

В истории развития систем качества можно выделить 5 этапов и представить их в виде 5 звезд (слайд).

1-я звезда соответствует начальным этапам системного подхода к качеству; 2-я — ориентирована на управление процессами с ис­пользованием статистических методов анализа и контроля; 3-я свидетельствует о появлении документированных систем каче­ства, устанавливающих ответственность, полномочия и взаимо­действие руководителей и специалистов; 4-я — характеризует пе­реход к всеобщему управлению качеством (TQM); 5-я — связана с появлением стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей сре­ды и безопасности продукции.

По мере осуществления экономических реформ в России все большее внимание уделяется качеству. Одна из серьезных проблем для российских предприятий — создание системы качества, по­зволяющей обеспечить производство конкурентоспособной про­дукцией. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным наличие у производителя сертификата, выданного соответствующим автори­тетным органом.

Контроль качества продукции сельского хозяйства нередко осуществляется не производителями, а заготовительными и пере­рабатывающими организациями и предприятиями, что создает ус­ловия для необъективной оценки и недоучета количества продук­ции, допускаются злоупотребления, снижается заинтересован­ность работников сельского хозяйства в достижении высоких ко­нечных результатов труда.

Существует дефицит современных приборов и других средств контроля для определения состава и свойств сельскохозяйствен­ной и пищевой продукции, характеризующих ее потребительс­кие качества, а также средств измерения расхода, уровня и объе­ма жидких и сыпучих продуктов. Для контроля качества до сих пор широко используют органолептические методы оценки, вы­зывающие споры, и длительные лабораторные исследования, затрудняющие определение качества сельхозпродукции при заго­товках.

Системный подход к управлению качеством продукции в АПК может дать ощутимый эффект лишь в том случае, если он будет охватывать и увязывать всю иерархическую структуру уп­равления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: