Советские модели управления качеством

Становление и развитие зарубежных школ управления качеством.

Современные модели управления качеством.

Советские модели управления качеством.

Становление и развитие школ управления качеством.

Лекция № 2

Тема: «Эволюция подходов к менеджменту качества»

Американская школа управления качеством (Вальтер Шухарт, Джозеф Джуран, Филипп Кросби, Эдвард Деминг, Арманд Фейгенбаум).

Японская школа управления качеством (Каору Исикава, Генити Тагути).

Российская школа управления качеством (В. В. Бойцов, А.В. Гличев, А.Я Боярский).

В СССР был накоплен значительный опыт в области систем­ного управления качеством продукции и разработан целый ряд комплексных систем по управлению качеством.

БИП (Саратовская система бездефектного изготовления про­дукции), 1955 г. Цель системы — создание условий, обеспечиваю­щих изготовление продукции без отступлений от технической до­кументации. При сдаче контролеру ОТК учитывался процент про­дукции, сданной с первого предъявления, в зависимости от этого устанавливалось материальное и моральное поощрение работни­ков. Система не универсальна, не учитывалось многообразие воз­можных отклонений и различная степень их влияния на каче­ственные характеристики.

СБТ (Львовская система бездефектного труда), 50-е годы. Учи­тывала не только процент сдачи продукции с первого предъявле­ния, но и ритмичность, культуру производства. Критерием оцен­ки труда работников (производственников, представителей всех служб предприятия, отдельных исполнителей, коллектива в це­лом) был избран коэффициент качества труда.

КАНАРСПИ (Качество, надежность, ресурс с первых изделий, Горьковская область), 1958 г. Сосредоточивала внимание на допроизводственных стадиях формирования качества — научных ис­следованиях, проектировании, создании опытных и серийных об­разцов продукции, технологической подготовке производства. Определяющими были показатели качества продукции.

НОРМ (Научная организация работ по увеличению моторесур­са двигателей, Ярославский моторный завод), 1964 г. Системой был введен важный элемент — управление связями между проек­тировщиками и потребителями продукции (двигателей), за крите­рий качества принят ресурс до первого капитального ремонта.

КС УКП (Комплексная система управления качеством продук­ции, Львовская область), 1975 г. Цель системы — создание продук­ции, соответствующей лучшим мировым аналогам с учетом после­дних достижений науки и техники. Получили развитие метроло­гическое обеспечение производства, многоступенчатый анализ де­фектов и статистический контроль качества, были созданы группы качества, разработаны программы качества, введены в программы обучения дисциплины по стандартизации и сертификации, про­водилась совокупность технических, организационных, экономи­ческих, социальных мероприятий, регламентированных стандар­тами предприятия и непрерывных. Основана на стандартах пред­приятия, взаимодействии и дополнении вышеназванных систем. Входит в систему управления производством и имеет многоуров­невую организацию: объединение—предприятие—отдел—цех-участок—бригада. Предусматривает работу групп качества, прове­дение еженедельных дней качества и т. д.

КСПЭП и КР (Комплексная система повышения эффективно­сти производства и качества работ, Краснодар, Днепропетровск), 80-е годы. Предполагала управление качеством продукции и конт­роль эффективности производства.

СОТУ и КП (Система обеспечения технического уровня и ка­чества продукции, Саратов), 80-е годы. Предусматривала сквоз­ной механизм разработки, производства и потребления новой продукции на базе экономических отношений по ее качеству в рамках комплекса: поставщик—изготовитель—потребитель.

ЕСГУКП (Единая система государственного управления каче­ством продукции), 80-е годы. Система разработана и утверждена Госстандартом.

ТС УКП (Территориальные системы управления качеством), 80-е годы. Построена на использовании программно-целевого планиро­вания в регионах страны, направленного на разработку региональ­ных программ «Качество», в том числе в сельском хозяйстве.

Г осударственные стандарты серии 40 000, Международные стандарты ИСО 9000, 80—90 гг. Управление качеством осуществ­лялось на основе международного опыта.

Перечисленные системы управления качеством имели ряд по­ложительных черт: они позволяли решать конкретные проблемы, обеспечивали достижение успеха в решении отдельных вопросов управления качеством, при их отработке и внедрении проводилась большая работа по совершенствованию производства, функцио­нальных обязанностей служб и отделов. Однако большинство из них носило достаточно локальный характер, нередко они были ориентированы на конкретное предприятие. Вследствие этого сис­темы отражали преимущественно интересы производителя и не ох­ватывали всех вопросов производства и сбыта, не ориентировались в достаточной мере на потребителя продукции. Они не позволяли рассматривать вопросы управления качеством в комплексе, практи­чески не были формализованы и приспособлены для использова­ния в современных системах управления с применением новых тех­нических средств и информационных технологий.

В то же время некоторые принципы названных систем весьма близки к концепции ИСО 9000, в частности к основным этапам «Петли качества»: от маркетинга до утилизации продукции. Мож­но сказать, что практически все этапы «Петли качества» присут­ствовали в модели КС УКП либо в виде стадий и этапов жизнен­ного цикла товара, либо в виде функций управления качеством.

В социалистический период основными недостатками внедре­ния систем управления качеством являлись:

- отсутствие экономической заинтересованности в повышении качества продукции (недостатки планирования, ценообразования, стимулирования и др.);

- несовершенство инвестиционной политики в отношении каче­ства продукции;

- монополизация выпуска продукции определенной номенкла­туры отдельными предприятиями, отсутствие конкуренции и, как следствие, неоправданный диктат производителя;

- отсутствие экономической потребности и возможности для предприятий-изготовителей в выходе на мировой рынок и вступ­лении в связи с этим в конкурентную борьбу с ведущими произво­дителями аналогичной продукции;

- недостаточное развитие исследовательской, экспериментальной и испытательной базы, отставание в использовании прогрессивных ме­тодов разработки изделий и передовых технологических процессов;

- слабое развитие и применение прогрессивных форм проведе­ния работ по улучшению качества продукции, в том числе аттеста­ции и рационализации рабочих мест, аттестации цехов, участков, бригад, уровня технологий и организации производства;

- недостатки материально-технического снабжения, дефицит, слабая связь с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, а также отсутствие входного контроля;

- отсутствие увязки технического перевооружения и повышения уровня организации производства с задачами повышения качества продукции;

- неудовлетворительное использование морального и материального стимулирования выпуска высококачественной продукции, сокращения сроков обновления выпускаемой продукции, эконо­мии всех видов ресурсов;

- неполное использование «человеческого фактора», в том числе творческой активности трудовых коллективов;

- плохое обучение кадров, в том числе руководящих, по пробле­мам повышения качества продукции;

- отсутствие должного внимания со стороны руководителей предприятий и организаций к вопросам функционирования сис­темы управления качеством продукции, оценки их эффективнос­ти и разработки мероприятий по ее повышению;

- несовершенство системы и методов контроля продукции, в том числе слабое использование современных методов статистическо­го и неразрушающего контроля качества и т. д.

Однако и положительные моменты не были использованы в полной мере из-за формализма, отсутствия понимания, знаний, низкой культуры производства. Главное, не было экономической заинтересованности в повышении качества, хозяйственный меха­низм (несмотря на многочисленные декларации) ориентировался преимущественно на объемные показатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: