Вопрос 2. Понятие стратегии и стратегического управления и специфика стратегических решений

В силу отличных обстоятельств из традиционного долговременного планирования стало выделяться самостоятельное направление – планирование стратегическое, специально ориентированное на предвидении будущей деятельности фирмы в современных условиях, т.е. в условиях высокой неопределенности и высокой динами изменений. И на основе этого подхода сложилась система стратегического менеджмента, направленного на управление разработкой планов и их реализации.

В основе такого эволюционного развития управления лежат 2 принципиально разных стиля управления:

1. Приростной стиль – это постановка целей от «достигнутого». Направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения, как внутри организации, так и в отношениях с внешней средой. Такое поведение характерно для крупных стабильно работающих предприятий, связанных с массовым производством продукции, т.к. массовое производство выпускает товары повседневного пользования. За счет массовости снижаются издержки, а увеличение прибыли достигается увеличением объема производства. Такое управление еще называют реактивным, т.к. реакция происходит только на мелкие изменения. Планирование ведется из оптимистической предпосылки сохранения выявленных тенденций.

2. Предпринимательский стиль – характеризуется стремлением к изменениям и к предвосхищению будущих опасностей, а так же к выявлению новых возможностей на базе разработки многочисленных вариантов развития рынка. Планирование ведется, начиная с разработки возможных сценариев будущего. Такого стиля придерживаются организации, работающего в сфере малого и среднего бизнеса. Именно такой стиль и составляет идеологическую основу стратегического менеджмента. Общий алгоритм может быть представлен следующим образом:

1. На стадии стратегического маркетингового анализа определяется сценарий возможного развития рыночной среды;

2. Исходя из полученной оценки вероятности рыночной ситуации и с учетом ЖЦТ, определяются варианты генеральных направлений деятельности фирмы по каждому из возможных сценариев;

3. Эти варианты деятельности сравниваются с текущими внутрифирменными возможностями их осуществления.

При этом:

3.1.Если оказывается, что возможности фирмы достаточны, переходят к разработке конкретных производственных программ;

3.2.Если оказывается, что нынешних возможностей фирмы недостаточно, переходят к изучению путей соответствующего изменения фирмы или к поиску новых видов деятельности;

4. Поскольку в обоих случаях действительное развитие событий может отличаться от предполагаемого, на фирме формируется специальный запас всех видов ресурсов, так называемый стратегический потенциал, который и является объектом управления специальной системы стратегического менеджмента.

Исходя из сказанного, стратегическое управление можно определить следующим образом: Стратегический менеджмент или стратегическое управление – это процесс выработки и реализации долгосрочных решений, центральным звеном, которого является сопоставление внутреннего ресурсного потенциала предприятия и угрозами внешней среды, в которой оно действует.

На практике стратегическими являются решения, которые:

─ Ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия успешных текущих решений;

─ Сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку зависят от неконтролируемых фирмой внешних и внутренних факторов;

─ Связаны с накоплением и вовлечением в оборот значительных ресурсов различной природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: