Основы стратегического планирования

Вопрос 9. Общие правила и последовательность разработки стратегических планов. Стратегические зоны хозяйствования.

Стратегический потенциал фирмы.

Вопрос 7. Понятия и составляющие стратегического потенциала фирмы.

Вопрос 5. Факторы влияния внутренней среды производственной системы.

Наряду с факторами внешней среды на результаты деятельности фирмы оказывает большое влияние и внутренняя среда. К числу наиболее значительных факторов внутренней среды можно отнести следующие:

1. Производственные мощности (Основные фонды);

2. Достигнутый технологический уровень;

3. Организация производственного процесса;

4. Используемое сырье;

5. Наличие собственной научной и конструкторской базы;

6. Финансовые ресурсы;

7. Трудовой персонал:

7.1.численность;

7.2.состав;

7.3.культурный уровень;

8. Управленческий персонал;

9. Организационная структура;

10. Внешние связи;

11. Имидж фирмы (бренд).

Состояние этих факторов определяет, как тенденции, так и стратегические возможности фирмы.

Поскольку реальное состояние фирмы в процессе реализации долгосрочных планов практически всегда отличается от плановых наметок на фирме, на фирме необходимо иметь страховой запас различных ресурсов, который называется стратегический потенциал фирмы. Управление стратегическим потенциалом ведется по следующим видам ресурсов:

1. Технические и технологические ресурсы. Главная цель их накопления и использования – это обеспечение технико-технологического уровня производства требованиям рынка;

2. -------//-------

3. Кадры. Главная цель их использования – обеспечение соответствия состава, квалификации и структуры персонала технико-технологическому уровню фирмы;

4. Информационные ресурсы. Главная цель их использования – это формирование и поддержание в актуальном состоянии информационной базы фирмы;

5. Пространственные (архитектурно-пространственные). Главная цель – это совершенствование строительно-архитектурного облика предприятия, качество производственных помещений, использование площадей и объемов;

6. Организационно-производственная структура. Главная цель – это обеспечение возможности приведения ее в соответствие с меняющимися условиями внешней среды и производства;

7. Финансы. Главная цель – это определение необходимых объемов, сроков и источников инвестирования;

8. Товарно-материальные запасы. Главная цель – это определение оптимальных страховых объемов и номенклатуры запасов, а так же сроков и источников их пополнения.

Именно страховой потенциал и является, по сути, объектом стратегического менеджмента.

В самом общем виде суть любого планирования сводится к:

1. установлению цели, как желаемого будущего результата;

2. уточнению нынешнего состояния фирмы;

3. к определению оптимального в выбранном смысле пути перехода из нынешнего состояния в желаемое перспективное.

В хозяйственной практике формулировка цели должна предполагать ответы на следующие вопросы:

1. Для кого и когда производить;

2. Что и в каком количестве производить;

3. Как и какими средствами производить.

Стратегическое планирование начинается с анализа базового рынка, который определяется не в терминах товара, а в терминах функций в соответствии с объявленной миссией фирмы. При анализе базового рынка исходят из следующих принципов:

1. Для покупателей важен не товар, а польза, которую он приносит;

2. Никому не нужен товар сам по себе, требуется решение проблем с его помощью;

3. Одно и тоже искомое решение проблемы может быть достигнуто разными способами (технологии);

4. Технологии быстро меняются, тогда, как базовые потребности остаются.




double arrow
Сейчас читают про: