Практическое занятие 3. Правопонимание в юридической науке.
Форма проведения занятий: доклады, обсуждение докладов (дискуссия), обсуждение проблемных вопросов, письменная работа-«блиц» по теме «Недостатки всех типов правопонимания».
Отрабатываемые вопросы:
1. Типы правопонимания. Соотношение права и закона. Представления о сущности права.
2. Позитивистский тип правопонимания (юридический позитивизм, нормативизм Г. Кельзена, историческая школа права, социологическая школа права, психологическая школа права).
3. Учение о естественном праве (юснатурализм).
4. Юридический (философский) тип правопонимания: материалистический (марксистский) подход, либертарно-юридический подход.
5. Интегративная концепция правопонимания.
Управление самостоятельной работой студента:
1. Консультации при подготовке к занятию.
2. Письменно ответьте на проблемный вопрос: «Почему первоначально право возникло главным образом из санкционированных государством мононорм и обычаев первобытного общества»?
3. Проверка выполнения заданий для самостоятельной работы к практическому занятию.
Практическое занятие 4. Основные понятия о праве.
Форма проведения занятий: обсуждение проблемных вопросов.
Отрабатываемые вопросы:
1. Право в системе социальных норм. Право и обычай. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы. Право и технические нормы.
2. Признаки позитивного права.
3. Принципы права. Писаные и неписаные принципы права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права.
4. Функции права. Субъекты осуществления функций права. Общесоциальные и специально-юридические функции права.
5. Формы (источники) права.
Управление самостоятельной работой студента:
1. Консультации при подготовке к занятию.
2. Задания для самостоятельной работы к практическому занятию:
· Определите к какому виду источников права относится отрывок:
«В 1875г. Суд казначейства определил «встречное удовлетворение» следующим образом: действительное встречное удовлетворение с правовой точки зрения может состоять в некотором праве, интересе, прибыли и выгоде, приобретаемой одной стороной, или в некотором воздержании, ущербе, убытке или ответственности, претерпеваемой или принимаемой на себя другой стороной.
· Суды «не спросят», приносит ли в действительности то, что составляет встречное удовлетворение, выгоду кредиторам или третьему лицу и представляет ли оно вообще значительную ценность для кого бы то ни было».
«В Западной Европе XI-XII вв. после заключения брака муж должен был давать жене так называемый «утренний дар» - своеобразную плату за подчинение власти мужа. За это он получал право наказывать жену, прогонять ее, а также получать плату за убийство или обиду жены.
· Схематично отразите процедуру правотворчества в Российской Федерации.
3. Проверка выполнения заданий для самостоятельной работы к практическому занятию.