Этап – принятие нормативно-правового акта

Этап – подготовки нормативно-правового акта.

Краткое изложение материала

1. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.

Правотворчество является лишь заключительным этапом правообразования. Правообразование представляет собой процесс появления (создания) новых общественных отношений, включающий в себя анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а так же собственно правотворчество.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательное значение.

Цели правотворчества:

- создание новых норм права;

- конкретизация существующих правил поведения;

- детализация правовых предписаний;

- дополнение существующих правовых норм;

- отмена устаревших норм права;

Принципы правотворчества:

- демократизм;

- гласность;

- профессионализм;

- законность;

- научность;

- связь с практикой;

- своевременность;

2. Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юридических норм.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

Стадии:

- принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

- подготовка текста нормативно-правового акта;

- обсуждение текста нормативно-правового акта;

- согласование проекта нормативно-правового акта;

- доработка проекта нормативно-правового акта;

Стадии:

- вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа;

- обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

- голосование за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта;

- подписание проекта нормативно-правового акта;

- опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов;

Законотворчество – это процесс создания, изменения или отмены акта высшей юридической силы (закона).

Стадии законодательного процесса:

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ);

Обсуждение законопроекта: происходит на заседаниях Государственной Думы, предполагает три чтения. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение отдельных положений.

Принятие закона:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

6. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ).

9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3. Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

- результат правотворческой деятельности компетентных субъектов;

- содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права);

- принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

- имеет определенную документальную форму;

- направлены на регулирование типичных отношений;

- обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Виды нормативно-правовых актов:

1) от юридической силы:

· законы;

· подзаконные акты;

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

- принимается только законодательным (представительным) органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

- регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» характера;

- принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке;

- обладает высшей юридической силой;

Сущность высшей юридической силы:

- принимает и отменяет только законодательный орган (непререкаемость закона);

- все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конституцией); если нормативно-правовой акт или акт применения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

- закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа законодательной власти;

Классификация законов:

1) по юридической силе:

а) основные (Конституция);

б) обыкновенные (текущие):

Виды обыкновенных законов:

- по юридической силе:

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

2) по сфере действия:

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации;

3) по внутренней структуре:

- текущие (закон о бюджете);

- кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения);

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Признаки подзаконных актов:

- базируются на законе, издаются в пределах компетенции правотворческого органа;

- регулируют широкий круг общественных отношений;

- служат основанием для правоприменительной деятельности;

- имеют атрибуты: официальное название акта, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц;

Виды подзаконных актов:

1) по субъектам:

- акты Президента (указы, распоряжения);

- акты Правительства (постановления, распоряжения);

- акты министерств (приказы, инструкции и т.д.);

- акты государственных органов субъектов;

- акты органов местного самоуправления (решения, постановления);

- акты организаций;

2) по сфере распространения:

- общие;

– местные;

– ведомственные;

– внутриорганизационные;

3) по порядку принятия:

- единолично принятые (Указ Президента);

- коллегиально (Постановление Правительства);

4) срок действия:

- постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

- временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (Закон о бюджете);

5) по сфере действия:

- общегосударственные;

- региональные;

- локальные;

6) по предмету регулирования:

- акты, регламентирующие государственно-правовую сферу;

- акты, регламентирующие уголовно-правовую сферу;

- акты, регламентирующие гражданско-правовую сферу и др

Лекция 11. Система права.

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: