Организация самостоятельной работы студентов
Разделы модуля и виды занятий (по очной форме обучения)
Объем дисциплины и виды учебной работы (по очной форме обучения)
| Факультет Наименование | Название модуля | Вид учебной работы | Количество часов | Семестр | |
| Аудиторные | Самост.работа | ||||
| Педагогический Психолого- педагогическое образование | Методика и технология работы социального педагога | Лекции | 7, 8 | ||
| Практические занятия | 7, 8 | ||||
| Лабораторные | |||||
| Консультации | |||||
| Курсовые (рефераты) | |||||
| Контрольные работы | |||||
| Итоговый контроль: зачет | |||||
| Экзамен | 8 (27кр) | ||||
| Общий объем часов по дисциплине |
| № п/п | Наименование разделов ОМ/УД | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа |
| Раздел 1. Теоретические основы методики и технологии работы социального педагога | ||||
| Раздел 2. Основные методики и технологии работы социального педагога |
2.6.Календарно-тематическое планирование по модулю «Методика и технология работы социального педагога»
Форма обучения – очная
Курс – 4
| Направление | Наименование разделов | Всего часов | Лекции | Практ. зан. | Лаборат. зан | Самост работа | Кален-дарные сроки выпоол-нения |
| Психолого- педагогическое обра-зование | Раздел 1. Теоретические осно-вы методики и техно-логии работы соци-ального педагога | Сент.- декабрь | |||||
| Раздел 2. Основные методики и технологии работы социального педаго-га | Февраль-июнь |
График самостоятельной работы студентов очной формы обучения
| Темы, выносимые на самостоятельную работу | Форма отчета по самостоят. работе | |||||||||
| Сентябрь | Октябрь-ноябрь | Декаборь-январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | |||
| Психолого-педагогическое образование Бакалавр | 1.Генезис методики и тех-нологии работы социального педагога как научной проб-лемы. | Реферат | * | |||||||
| 2. Методика социально-педагогического воздействия в системе социальных служб | Конспект | * | ||||||||
| 3. Методика диагностики поведения ребенка в окружающей его микросреде | Конспект | * | ||||||||
| 4. Методика социальной профилактики, коррекции и реабилитации детей. | Реферат | * | ||||||||
| 5. Поликультурное обучение и воспитание в системе общего образования. | Реферат | * | ||||||||
| 6. Технология помощи семье в поликультурном воспитании | Конспект | * | ||||||||
| 7. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения к своим родителям. | Реферат | * | ||||||||
| 8.Технология планирования социально-педагогической работы. | Реферат | * |
3. Образовательные технологии: лекции, семинары, презентации, тренинги.
| Тема | Применяемые образовательные технологии и основные проблемы темы | Ресурсы |
| Раздел 1.Теоретические основы методики и техно-логии работы социального педагога. | ||
| Тема 1. Генезис методики и технологии работы социального педагога как научной проблемы | Лекция Исторические корни формирова-ния понятий «методика» и «техно-логия». Современные подходы к определению значения понятий «методика» и «технология». Практическое занятие. Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогичес-кой технологии: 1.Дайте характеристику процес-са целеполагания в социально-педагогической деятельности. 2. Разработайте схему, иллюс-трирующую метод «древа целей». 3. Раскройте условия, при которых социально-педагогическая деятельность отвечает гуманисти-ческим и демократическим принци-пам. Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником: конспектирование и ответы на вопросы темы. 2. Оцените степень активности вашей группы в социальной жизни учебного заведения. 3. Какую роль в социально-педагогической деятельности выполняет сеть взаимодействий? | Голоухова Н.Г. Методика и технология работы социального педагога. М.2011. Гл 1. И.А.Липский. Социаль-ная педагогика. Мето-дологический анализ. Учб.пособие.- М., 2007. Мудрик А.В. Социали-зация человека: Учеб. Пособие. М.: 2005 |
| Тема 2. Теоретические основы методи-ки и технологии работы соци-ального педаго-га как учебной дисциплины. | Лекция. Методика как способ теорети-ческого обоснования социально-педагогической практики. Методика как педагогический термин. Методика как способ построения и обоснования системы педаго-гических приемов и операций теоретического и практического освоения педагогической действи-тельности. Развитие и дифференциация методики мышления. Понятие «технология» в наученной литературе Научное обоснование понятия «технология» в социальной педагогике. Практическое занятие. Генезис методики и технологии работы социального педагога как научная проблема. План проведения практического занятия. 1. Каковы исторические корни формирования понятий «методика», «технология»? 2. Какие имеются особенности развития методологии в социальной педагогике? 3. Модель В. Веба и В. Куценко. Модель педагогического общения (А. Дробовцев, А. Мудрик). Модель аксиологического развития личнос-ти (И. Клемантович). Самостоятельная работа. 1. Напишите эссе о роли и месте социального педагога в современ-ном социуме России. 2. Сделайте реферативные сообщения по вопросу компетен-тностного подхода в професси-ональной деятельности социаль-ного педагога. | Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2010 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. 2012. praktika.karelia.ru› article/694 |
| Тема 3. Методика и тех-нология работы социального пе-дагога: основ-ное содержание предмет и зада-чи курса. | Лекция. Основное содержание курса. Ключевые операции социально-педагогической технологии. Предмет и задачи курса. Практическое занятие. Разработка критериев высокогопрофессионализма социального педагога. Самостоятельная работа. Работа с материалом учебного пособия: - изучение содержания учебного материала: а) основное содержание курса: -что такое методика; -что такое технология; -критерии оценки применения методик и технологий; -основные технологии, применяемые в социально-педагогической практике; -основные элементы социально-педагогических технологий; -дополнительные элементы социально-педагогических технологий; б) ключевые операции социально-педагогических технологий; в) предмет и задачи курса; - конспектирование основных положений учебного материала темы 3; - изучение графических моделей и таблиц; - осмысление и теоретическое обоснование содержания: а) информационных технологий; б) коммуникативных технологий; в) личностно ориентированных технологий; г) обобщённых педагогических технологий - их наполнение общими, специальными и частными методиками. | Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М. 2012.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.:Академия, 2007. |
| Раздел 2. Основные методики и технологии работы социального педагога. | ||
| Тема 4. Методика социально педагогической работы в системе социальных служб. | Лекция Роль социального педагога в системе социальных служб. Уровни осуществления профес-сиональной деятельности социаль-ного педагога в системе социаль-ных служб. Методика организации педагоги-ческой поддержки в системе соци-альных служб. Технологическая карта органи-зации психолого-педагогической коррекции межличностных отноше-ний в трудовом коллективе службы социальной защиты. Практическое занятие. Выстроить технологическую модель работы социального педагога (по вариантам) в: а) отделе социальной защиты; б) учреждении дополнительного образования (по выбору исполнителя); в) в центре занятости; г) в отделе культуры и спорта; д) в школе; е) по координации деятельности школы и инспекции ИДН; ж) сотрудничества со специалистами МПК; з) координационной работы с медицинскими учреждениями; и) сотрудничества с родительскими общественными организациями; к) сотрудничества с детскими общественными организациями. Самостоятельная работа. 1. Изучение рекомендованной литературы. 2. Работа с материалом учебного пособия. | Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М. 2012. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.2007. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб. пособие для вузов / В. И. Загвязинский, М.2006. |
| Тема 5. Методика диаг-ностики поведе-ния ребенка в окружающей его микросреде. | Лекция. Оказание педагогической поддержки ребёнку в самопознании окружающей микросреды. Программа аксиологической переориентации ребёнка в окружающей среде. Социальное воспитание. Технология защиты ребёнка от влияния деструктивной среды. Практическое занятие. Отработка отдельных методик по диагностике поведения ребёнка в окружающей его микросреде. Закрепление теоретических знаний по данной теме. Самостоятельная работа. Работа с рекомендованной литературой. Работа над рефератом по опыту работы отечественных практиков в области социализации подрастающего поколения (тему определояем самостоятельно). | Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.2007. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учеб.пособие для вузо / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., 2010 |
| Тема 6. Поликультурное воспитание и технология его построения | Лекция. Общая характеристика поликуль-турной среды. Конфликты как социально-педа-гогическое явление в поликультур-ной среде. Основные направления работы социального педагога по предуп-реждению конфликтов в поликуль-турной среде. Практическое занятие. Формирование условий микросреды для адаптации детей к динамике социальных процессов. Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками Самостоятельная работа. Работа с рекомендованной литературой. Работа над рефератом по опыту работы зарубежных практиков в области социализации подрастающего поколения (тему определояем самостоятельно). | Прозорова С.Н. Формирование коммуникативных умений первокурсников в поликультурной среде. М.2011. Гладких В.В. Гражданско-патриотичес-кое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход. М., 2011. Савелова, И. Поликультурная образова-тельная среда как фактор эффективности повышения квалификации педагогичес-ких кадров. Минск, 2011 |
| Тема 7. Методика социальной профилактики, коррекции и реабилитации детей. | Лекция. Окружающая среда как фактор социализации личности. Содержание работы социального педагога в социуме. Практическое занятие. Моделирование работы социального педагога в образовательном учреждении. Самостоятельная работа. Работа с рекомендованной литературой. Работа над рефератом по проблемам и условиям работы социального педагога в образовательном учреждении (тему определояем самостоятельно). | Методика и технологии работы социального педагога. Учеб.пособие для вузов / Б. Н. Алмазов и др. М., 2007. |
| Тема 8. Моделирование технологичес-кого климата социально-педагогической среды | Лекция. Моделирование воспитательной системы в социуме. Технология создания воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в микросоциуме. Реализация воспитательного потенциала микросоциума. Модель процесса социализации ребёнка на базе воспитательного потенциала микросоциума. Практическое занятие. Моделирование работы социального педагога по формированию технологического климата в системе психолого-педагогической поддержки в критических условиях. Самостоятельная работа. Работа с рекомендованной литературой. Работа над рефератом по проблемам и условиям работы социального педагога в образовательном учреждении (тему определояем самостоятельно). | Авдеева Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка. М. 2008. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Учеб.пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., стер. – М., 2010 |
| Тема 9. Технологии организации социально-педагогической работы с молодежью | Лекция. Технология реализации социальным педагогом в работе с молодежью коммуникативной функции. Технология разрешения конфликта в молодежной среде. Технология реализации терапевтической функции в молодежной среде. Практическое занятие. Определите, какие уровни общения наиболее приемлемы для социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом: детьми, родителями, коллегами и т.д. Постройте «гору конфликта», используя приведенную ниже схему: Стадия осознания Стадия созревания Стадия зарождения. Предрасполагающая стадия.Стадия разрешения. Последствия. Самостоятельная работа. Выполните творческую работу (сочинение-размышление) по одной из предложенных тем: «Общение в деятельности социаль¬ного педагога», «Общение в жизни человека», «Общение в моей жизни». | Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодежью. Москва. 2010. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. Москва. 2007. Материалы IIМежду-народной конферен-ции «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире» (news…tekhnologii…raboty _s_molodezhju) |
| Тема 10. Технология социально-педагогического планирования и управления | Лекция. Планирование как основа управленческого процесса в работе социального педагога. Технология планирования социальной работы. Особенности планирования работы социального педагога в системе социализации личности ребёнка. Практические занятия. Реферат по теме «Технология планирования социально-педагоги-ческой работы» Самостоятельная работа. Работа с источниками для написания реферата. |






