Тема
|
Применяемые образовательные технологии и основные проблемы темы
|
Ресурсы
|
|
|
|
Раздел 1.Теоретические основы методики и техно-логии работы социального педагога.
|
Тема 1.
Генезис методики и технологии работы социального педагога как научной проблемы
| Лекция
Исторические корни формирова-ния понятий «методика» и «техно-логия».
Современные подходы к определению значения понятий «методика» и «технология».
Практическое занятие.
Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации социально-педагогичес-кой технологии:
1.Дайте характеристику процес-са целеполагания в социально-педагогической деятельности.
2. Разработайте схему, иллюс-трирующую метод «древа целей».
3. Раскройте условия, при которых социально-педагогическая деятельность отвечает гуманисти-ческим и демократическим принци-пам.
Самостоятельная работа.
1. Работа с учебником: конспектирование и ответы на вопросы темы.
2. Оцените степень активности вашей группы в социальной жизни учебного заведения.
3. Какую роль в социально-педагогической деятельности выполняет сеть взаимодействий?
| Голоухова Н.Г. Методика и технология работы социального педагога. М.2011. Гл 1.
И.А.Липский. Социаль-ная педагогика. Мето-дологический анализ. Учб.пособие.- М., 2007.
Мудрик А.В. Социали-зация человека: Учеб. Пособие. М.: 2005
|
Тема 2.
Теоретические основы методи-ки и технологии работы соци-ального педаго-га как учебной дисциплины.
| Лекция.
Методика как способ теорети-ческого обоснования социально-педагогической практики.
Методика как педагогический термин.
Методика как способ построения и обоснования системы педаго-гических приемов и операций теоретического и практического освоения педагогической действи-тельности.
Развитие и дифференциация методики мышления.
Понятие «технология» в наученной литературе
Научное обоснование понятия «технология» в социальной педагогике.
Практическое занятие.
Генезис методики и технологии работы социального педагога как научная проблема. План проведения практического занятия.
1. Каковы исторические корни формирования понятий «методика», «технология»?
2. Какие имеются особенности развития методологии в социальной педагогике?
3. Модель В. Веба и В. Куценко. Модель педагогического общения (А. Дробовцев, А. Мудрик). Модель аксиологического развития личнос-ти (И. Клемантович).
Самостоятельная работа.
1. Напишите эссе о роли и месте социального педагога в современ-ном социуме России.
2. Сделайте реферативные сообщения по вопросу компетен-тностного подхода в професси-ональной деятельности социаль-ного педагога.
| Методика работы социального педагога/ Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2010
Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. 2012.
praktika.karelia.ru› article/694
|
Тема 3.
Методика и тех-нология работы социального пе-дагога: основ-ное содержание предмет и зада-чи курса.
| Лекция.
Основное содержание курса.
Ключевые операции социально-педагогической технологии.
Предмет и задачи курса.
Практическое занятие.
Разработка критериев высокогопрофессионализма социального педагога.
Самостоятельная работа.
Работа с материалом учебного пособия:
- изучение содержания учебного материала:
а) основное содержание курса:
-что такое методика;
-что такое технология;
-критерии оценки применения методик и технологий;
-основные технологии, применяемые в социально-педагогической практике;
-основные элементы социально-педагогических технологий;
-дополнительные элементы социально-педагогических технологий;
б) ключевые операции социально-педагогических технологий;
в) предмет и задачи курса;
- конспектирование основных положений учебного материала темы 3;
- изучение графических моделей и таблиц;
- осмысление и теоретическое обоснование содержания:
а) информационных технологий;
б) коммуникативных технологий;
в) личностно ориентированных технологий;
г) обобщённых педагогических технологий - их наполнение общими, специальными и частными методиками.
|
Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М. 2012.Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального
педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.:Академия, 2007.
|
Раздел 2. Основные методики и технологии работы социального педагога.
|
Тема 4.
Методика социально педагогической работы в системе социальных служб.
| Лекция
Роль социального педагога в системе социальных служб.
Уровни осуществления профес-сиональной деятельности социаль-ного педагога в системе социаль-ных служб.
Методика организации педагоги-ческой поддержки в системе соци-альных служб.
Технологическая карта органи-зации психолого-педагогической коррекции межличностных отноше-ний в трудовом коллективе службы социальной защиты.
Практическое занятие.
Выстроить технологическую модель работы социального педагога (по вариантам) в:
а) отделе социальной защиты;
б) учреждении дополнительного образования (по выбору исполнителя);
в) в центре занятости;
г) в отделе культуры и спорта;
д) в школе;
е) по координации деятельности школы и инспекции ИДН;
ж) сотрудничества со специалистами МПК;
з) координационной работы с медицинскими учреждениями;
и) сотрудничества с родительскими общественными организациями;
к) сотрудничества с детскими общественными организациями.
Самостоятельная работа.
1. Изучение рекомендованной литературы.
2. Работа с материалом учебного пособия.
| Клемантович И.П., Калмыков Г.А. Методика и технология работы социального педагога. М. 2012. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального
педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.2007.
Методология и методы психолого-педагогического исследования. Учеб.
пособие для вузов / В. И. Загвязинский, М.2006.
|
Тема 5.
Методика диаг-ностики поведе-ния ребенка в окружающей его микросреде.
| Лекция.
Оказание педагогической поддержки ребёнку в самопознании окружающей микросреды.
Программа аксиологической переориентации ребёнка в окружающей среде.
Социальное воспитание.
Технология защиты ребёнка от влияния деструктивной среды.
Практическое занятие.
Отработка отдельных методик по диагностике поведения ребёнка в окружающей его микросреде.
Закрепление теоретических знаний по данной теме.
Самостоятельная работа.
Работа с рекомендованной литературой.
Работа над рефератом по опыту работы отечественных практиков в области социализации подрастающего поколения (тему определояем самостоятельно).
| Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального
педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
М.2007.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учеб.пособие
для вузо / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд., 2010
|
Тема 6.
Поликультурное воспитание и технология его построения
| Лекция.
Общая характеристика поликуль-турной среды.
Конфликты как социально-педа-гогическое явление в поликультур-ной среде.
Основные направления работы социального педагога по предуп-реждению конфликтов в поликуль-турной среде.
Практическое занятие.
Формирование условий микросреды для адаптации детей к динамике социальных процессов.
Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Самостоятельная работа.
Работа с рекомендованной литературой.
Работа над рефератом по опыту работы зарубежных практиков в области социализации подрастающего поколения (тему определояем самостоятельно).
| Прозорова С.Н.
Формирование коммуникативных умений первокурсников в поликультурной среде. М.2011.
Гладких В.В.
Гражданско-патриотичес-кое воспитание молодежи
в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход. М., 2011.
Савелова, И. Поликультурная образова-тельная среда как фактор
эффективности повышения квалификации педагогичес-ких кадров. Минск, 2011
|
Тема 7.
Методика социальной профилактики, коррекции и реабилитации детей.
| Лекция.
Окружающая среда как фактор социализации личности.
Содержание работы социального педагога в социуме.
Практическое занятие.
Моделирование работы социального педагога в образовательном учреждении.
Самостоятельная работа.
Работа с рекомендованной литературой.
Работа над рефератом по проблемам и условиям работы социального педагога в образовательном учреждении (тему определояем самостоятельно).
| Методика и технологии работы социального педагога. Учеб.пособие для
вузов / Б. Н. Алмазов и др. М., 2007.
|
Тема 8.
Моделирование технологичес-кого климата социально-педагогической среды
| Лекция.
Моделирование воспитательной системы в социуме.
Технология создания воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в микросоциуме.
Реализация воспитательного потенциала микросоциума.
Модель процесса социализации ребёнка на базе воспитательного потенциала микросоциума.
Практическое занятие.
Моделирование работы социального педагога по формированию технологического климата в системе психолого-педагогической поддержки в критических условиях.
Самостоятельная работа.
Работа с рекомендованной литературой.
Работа над рефератом по проблемам и условиям работы социального педагога в образовательном учреждении (тему определояем самостоятельно).
| Авдеева Д.А. Как сохранить душевное здоровье ребенка. М. 2008.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска Учеб.пособие для вузов / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. - 3-е изд.,
стер. – М., 2010
|
Тема 9.
Технологии организации социально-педагогической работы с молодежью
| Лекция.
Технология реализации социальным педагогом в работе с молодежью коммуникативной функции.
Технология разрешения конфликта в молодежной среде.
Технология реализации терапевтической функции в молодежной среде.
Практическое занятие.
Определите, какие уровни общения наиболее приемлемы для социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом: детьми, родителями, коллегами и т.д.
Постройте «гору конфликта», используя приведенную ниже схему:
Стадия осознания Стадия созревания Стадия зарождения. Предрасполагающая стадия.Стадия разрешения. Последствия.
Самостоятельная работа.
Выполните творческую работу (сочинение-размышление) по одной из предложенных тем: «Общение в деятельности социаль¬ного педагога», «Общение в жизни человека», «Общение в моей жизни».
| Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодежью. Москва. 2010.
Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью. Москва. 2007.
Материалы IIМежду-народной конферен-ции «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире»
(news…tekhnologii…raboty
_s_molodezhju)
|
Тема 10.
Технология социально-педагогического планирования и управления
| Лекция.
Планирование как основа управленческого процесса в работе социального педагога.
Технология планирования социальной работы.
Особенности планирования работы социального педагога в системе социализации личности ребёнка.
Практические занятия.
Реферат по теме «Технология планирования социально-педагоги-ческой работы»
Самостоятельная работа.
Работа с источниками для написания реферата.
|
|