Методические особенности обучения бальному танцу

Классический танец в детском хореографическом коллективе.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический танец можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Классический урок состоит:

1. экзерсиса у палки;

2. экзерсиса на середине зала;

3. allegro.

Экзерсис у палки вырабатывает постановку корпуса, рук, головы, вырабатывает выворотность, шаг, plie, силу ног, координацию, устойчивость (апломб).

Экзерсис на середине зала имеет такое же построение, только исполнение его более сложно, поскольку исполняется он без палки.

Аllegro - это прыжки. В начале разучивание начинается у палки, затем на середине. Обязательный элемент - plie.

Постановка корпуса

Для исполнения всех движений классического танца необходима правильная постановка спины, помогающая приобретать устойчивость – апломб. «Стержень апломба - позвоночник» - так говорит А.Я.Ваганова в своей книге «Основы классического танца».

Определяя это подробнее, следует отметить, что для устойчивости корпуса – апломба важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы.

Именно эта часть спины, при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться как бы подтянутой вверх. Поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков.

Выразительность движений корпуса, заключающаяся в его свободных наклонах, перегибах, в гармоничных переходах из одной позы в другую, в сочетании с движениями рук и головы, может быть достигнута только при хорошо поставленной спине.

К постановке спины следует подходить осторожно. В первый год обучения не рекомендуется подтягивать спину в пояснице, так как нагрузка на позвоночник, при недостаточно еще окрепших мышцах ног, может привести к его перегибу.

Свободная грудная клетка, подтянутые живот и ягодичные мышцы – вот все, что требуется в первый год обучения. Со второго года, когда мышцы ног и ягодичные мышцы окрепнут, вводится понятие и ощущение подтянутости спины в пояснице.

Единый стержень, который должна образовать подтянутость бедер, опорной ноги и поясницы (при свободно опущенных плечах), даст возможность приобрести апломб, развиваться танцевальной технике, а следовательно, и артистизму.

Построение урока у станка:

1. Рlie – общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».

Demi – половина.

Demi plie развивает ахиллово сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность, силу и выворотность ног.

2. Battement tendu

Battement - биение, отбивание.

Battement tendu - равномерное приведение и отведение работающей ноги.

Название battement применяется ко многим движениям и упражнениям классического танца; так как группа battement является основой классического экзерсиса. Как правило, названию battement сопутствует слово, характеризующее данное движение, например battement tendu развивают натянутость всей ноги в колене, пальцах, а также силу ног. В классическом танце - это основа основ и многие движения развиваются из battement tendu.

Battement tendu simple, т.е. простой начинает проучиваться из I поз. лицом к палке, в сторону, поскольку в этом положении легче уловить ошибки. После того, как усвоен battement tendu simple в сторону, следует приступать к изучению движения в направлениях вперед и назад, а также с 5-ой позиции во всех направлениях. Музыкальное сопровождение 2/4.

3. Battement tendu jete. Французское обозначение этого battement – jete (брошенный) – передает его характер. Этот battement имеет огромное воспитательное значение, поэтому изучать его следует особенно тщательно. Battement tendu jete вырабатывает силу ног, натянутость их в воздухе, легкость, выворотность всей ноги в воздухе. Проучивается лицом к палке по 1 поз.

4. Round de jamb par terre

Round – круг; par terre – по полу.

Round de jamb par terre развивает выворотность и подвижность тазобедренного сустава, эластичность ног. Но вначале необходимо усвоить, что такое en dehors и en dedans.

En dehors – от себя (от опорной ноги);

En dedans – к себе (к опорной ноге).

5.Battement foundu

Fondu - тающий, текущий.

Вырабатывает эластичность, выворотность ног. В этом движении сочетается demi plie опорной ноги в условное sur le cou-de-pie работающей ноги, а затем их одновременное вытягивание.

6.Round de jamb en lair

En lair - в воздухе

Развивает подвижность низа ноги при закрепленном бедре, выворотность тазобедреного сустава и всей ноги. Делается en dehors и en dedans с работающей ногой на 45°.

7.Battement frappe

Frappe – ударяющее движение.

Развивает силу, легкость ног и подвижность в коленном суставе. Проучивается лицом к палке в сторону и назад, затем держась одной рукой за палку, вначале исполняется носком в пол, потом на 450.

8. Releve lent на 45°

Releve – подъём; lent - медленный

Releve lent - развивает силу ног, выворотость, легкость. Проучивается вначале лицом к палке в сторону, назад, а вперед - держась одной рукой за палку. Вначале учится по I поз., затем по 5 поз.

9. Grand battement jete

Grand battement jete - большой бросок.

Развивает легкость, силу и быстроту ног. Является развитием battement tendu jete и releve lent на 90°. Исполняется во всех направлениях. Проучивается лицом к палке по I поз, в сторону и назад. Затем вперед с одной рукой за палку.

Методика обучения бальным танцам разработана довольно широко. Выпущено большое количество книг, как российскими так и зарубежными педагогами и методистами. Однако специфические особенности бального танца, как массовой формы хореографии, индивидуальные качества преподавателя вносят свои коррективы в методику преподавания.

Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, часто забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым.

При всём многообразии методов и приёмов обучения необходимо выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца. Прежде всего, аналитическая работа как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения программы. Остановимся на основных способах повышения эффективности обучения бальному танцу.

Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный её разбор, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев.

При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец, элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачу. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему.

Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу. На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: