Разучивание танцев проводится в следующей последовательности

Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог даёт общую характеристику танцу - говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.

Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию.

Далее идёт прослушивание музыки и её анализ. определяется её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определяется строение (части музыкального предложения, фразы).

Разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.

При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты даёт метод, при котором ученики повторяют движение вместе с объяснением и показом учителя и, лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А ученики имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, почувствовать его, быстрее запомнить.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или же под счёт педагога. Наиболее распространённая последовательность разучивания под счёт и музыку такая: педагог показывает под счёт, ученики выполняют движение под счёт. Затем педагог показывает под музыку, ученики выполняют движение под музыку.

Существует несколько методов разучивания танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры, входящих в него элементов.

Так метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое. Этим методом разучивается, например, шаг польки, который можно разложить на две части: подскок и тройное переступание; или движение вальса, где можно разучивать отдельно сначала первую половину поворота, затем - вторую.

Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе.

Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение; этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме.

Каждый метод разучивания имеет свои достоинства и недостатки. Так, при разучивании вальса по частям, когда отработана каждая часть отдельно, у учащихся возникают трудности при исполнении подряд двух частей. Они плохо ориентируются при поворотах. В то же время разучивание вальса методом упрощения даёт учащимся точное представление об ориентировке в пространстве и повороте в целом, но затрудняет отшлифовку элементов каждой части.

Разучивание положения рук и позы в парном танце. Разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на практике.

Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце.

В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец.

Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры - в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Работа над художественным образом. Среди части педагогов распространено представление о том, что лишь при постановке сценического танца надо стремиться передавать художественный образ.

Любой танец - бальный, массовый, народный - эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определенные черты характера, определённые взаимоотношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего и т. п.

Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается с прослушивания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца.

Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени, знание того, как эти бытовые характеристики проявились в бальном танце, расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданный музыкой.

С разучивания движений танца, отработки поз, положений рук начинается основная работа над танцевальным образом. Точный показ педагога должен помочь ученикам увидеть типичные черты образа. В этом случае большую помощь может оказать показ танца учениками, которым удалось найти точный, выразительный характер исполнения.

Таким образом, чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, технического совершенствования с осмыслением, с творческим поиском учащихся. Одна из задач, стоящих перед педагогом бального танца - научить видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в танце. И если задача решается, то тогда, занимаясь в коллективе, учащиеся не просто выучат определённое количество движений и танцев, но на каждом занятии будут познавать своеобразный выразительный язык хореографического искусства, получат представление о хореографии как о синтетическом виде искусства, где тесно переплетаются музыка и пластика. А работая над танцевальным образом, будут находить наиболее красивые и выразительные позы и движения.

Некоторые особенности в процессе обучения бальным танцам детей и подростков. Обучение бальному танцу лучше начинать с детства. Педагогами-хореографами созданы специальные детские танцы на основе лучших народных плясок и доступных элементов бальных танцев.

Однако, работая с детьми, следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в прямом положении. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений.

Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки.

У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность, несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения.

Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений и что младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцем.

Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.

Хотя у подростков по сравнению с младшими школьниками имеются объективные возможности для успешных занятий танцем - лучше развита моторика, чувство ритма, умение передавать характер, стиль танца, - этот возраст имеет и некоторые свои сложности, которые педагог не может не принимать во внимание.

В возрасте 11-14 лет начинается половое созревание детей, что, в свою очередь, сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Например, они смущаются при выполнении танцевальных движений, стесняются становиться в пары.

Серьезная, вдумчивая работа с детскими коллективами по обучению бальному танцу, следование методике обучения (использование как предыдущего опыта, так и освоение нового), правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога: внимание сенсорному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движений, умение ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков и умений.

Выбор методов и приёмов обучения зависит от типа коллектива, его задач, состава учащихся, их подготовленности, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Обучение бальному танцу – это всегда творческий процесс, в котором важную роль играют знания, умения и индивидуальные качества преподавателя.

Обучение различным видам искусства – музыкальному, театральному, хореографическому – имеет свои специфические особенности, предполагает особые формы и методики обучения, специфический язык общения и методы психологического воздействия, своеобразные приемы развития и воспитания личности. Доминирующее значение в разработке и совершенствовании системы обучения современному танцу принадлежит американской хореографической школе, яркими представителями которой являются М.Грэм, Х.Лимон, М.Канингем, Д.Хамфри, Э.Эйли и др. Профессиональное хореографическое образование Беларуси, активно используя лучшие творческие и методические достижения мировых школ, создает собственную систему подготовки специалистов в сфере танцевального искусства, опираясь на сохранение и развитие традиций белорусского фольклора.

На сегодняшний день в стране создана и успешно функционирует система непрерывного художественного образования, главную роль в котором играют среднеспециальные и высшие учебные заведения культуры и искусства. Согласно данным на 2002г. подготовку кадров в сфере культуры и искусства осуществляют 3 вуза и 22 ссуза. Профессиональная подготовка специалистов в сфере хореографического искусства осуществляется только в двух высших учебных заведениях и шести среднеспециальных [1.с.205-206].

Значительную роль в обучении искусству танца на начальном уровне хореографической подготовки, творческом развитии и самореализации личности играют школы искусства, хореографические школы, любительские хореографические коллективы и студии танца, активно развивающиеся и функционирующие на сегодняшний день. Согласно данным на 2002г. в стране насчитывалось 2540 хореографических коллективов, среди которых 101 коллектив имел звание «народный» и «образцовый» [1,с.135-136]. Анализ состояния современного любительского хореографического искусства выявил активное открытие множества частных школ, студий современного танца, подтверждая стремительное развитие современной хореографии, представленной различными танцевальными направлениями (модерн, джаз, хип-хоп танец, брейк-данс и др.), являющейся наиболее востребованной на сегодняшний день.

Как известно, подготовка специалистов в сфере культуры и искусства должна осуществляться с учетом тенденций и изменений, происходящих в их будущей профессиональной деятельности, гибко реагируя на новые требования и запросы общества. Активное развитие различных направлений современного танца, обусловливающее спрос на специалистов-хореографов, владеющих знаниями и методикой обучения модерн, джаз, хип-хоп танцу, детерминирует необходимость внесения соответствующих изменений в процесс подготовки студентов в данном направлении. Анализ учебных планов и проведенный среди студентов опрос выявили недостаточный уровень подготовки хореографов по основным направлениям современной хореографии, обусловленный незначительным количеством учебных часов (2,3%), отведенных на ее изучение.

Включение на всех уровнях системы хореографического образования (хореографическая школа – колледж искусств - вуз) основных направлений современного танца в процесс обучения видится нам важным и необходимым этапом на пути развития и профессионализации современной хореографии, способствующей повышению уровня хореографического искусства Беларуси в целом.

Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Основными ведущими направлениями современной хореографии являются – модерн, и джаз танец. Это динамично развивающиеся системы, органично соединяющие технику джазового танца, танца-модерн и классического балета. Развиваясь в течение последних лет, эти танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.

Особенность движенческого словаря современных танцевальных направлений, к коим относится, например модерн-джаз танец, состоит в том, что в единое целое органически соединяются движения, характерные для танцевальных систем антагонистов, какими на первый взгляд являются джазовый танец и классический балет. Однако именно это позволяет создать свой богатейший, выразительный язык движений, характерный именно для современных танцевальных стилей. Эти танцевальные системы имеют свои специфические законы и принципы, свою стилистику и технику исполнения, в корне отличающуюся от классического и народного танца. Занятия джазом, модерном, эстрадным танцами позволяет студентам выработать необходимые для современного исполнителя и руководителя качества: координацию, чувства ритма, свободу тела, ориентацию в сценическом пространстве. Эти качества вырабатываются целостной системой упражнений, построенных на основных законах новых танцевальных техник: полицентрии и полиритмии, мультипликации других принципах, отличных от техники классического танца.

Применение современных танцевальных направлений в настоящее время достаточно многообразно: театральная практика, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес. Большое распространение в последние годы получили любительские коллективы современного танца. Именно для педагогов, хореографов, руководителей танцевальных коллективов, менеджеров в сфере культуры необходимо освоение новых тенденций в искусстве.

Изучение данных танцевальных систем позволит еще более расширить творческую палитру будущих руководителей хореографических коллективов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: