Характерные черты монополии

Показатели монопольной власти.

Характерные черты монополии

2. Чистая монополия: объем выпуска и цена.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греч.. «моно» - один, «полио» - продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт и т.д.

Условия существования чистой монополии

Во-первых, чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.

Во-вторых, монополия появляется на рынке тогда, когда при вступлении в отрасль или выходе из нее существуют входные и выходные барьеры.

В широком смысле слово «барьер» означает преграду, препятствие на каком-то пути. Данное слово применяется для обозначения препятствий к проникновению на рынок конкурентов и попыткам фирм, действующих на рынке, уйти с него.

Характер барьеров может быть различным. Они могут быть обусловлены высоким уровнем капиталоемкости, вследствие чего фирма экономит на масштабах производства (автомобильная промышленность), тарифными скидками (воздушные перевозки), территориальным размещением магазинов (розничная торговля), естественной монополией (газо- и водоснабжение, выработка электроэнергии). Барьеры подобного рода называются входными.

Входные барьеры воздвигаются и при получении авторских прав, выдаче государством патентов и лицензий.

Наконец, породить монополию могут определенные меры государственной политики. Так, введение импортных пошлин ограничивает конкуренцию со стороны иностранных фирм и способствует монополизации внутреннего рынка.

Входные барьеры препятствуют утверждению на рынке новых конкурентов. Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы с их помощью взимать «вступительный взнос» или увеличивать риск для новичков.

Выходные барьеры также обуславливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал.

Причинами установления выходных барьеров могут служить:

Ø Необходимость списания крупных инвестиций;

Ø Нежелание утратить свой имидж;

Ø Честолюбие менеджера;

Ø Вмешательство правительства;

Ø Большие затраты на ликвидацию предприятия;

Ø Профсоюзная оппозиция;

Ø Оппозиция поставщиков, клиентуры и дилеров.

Как видно, выходные барьеры могут иметь социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний проявляется в ситуациях, когда хозяйственные организации, преуспевающие в новых сферах деятельности, из года в год упорно держатся за свое прежнее дело, невзирая на значительные потери.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

  1. естественная;
  2. административная;
  3. экономическая.




Подборка статей по вашей теме: