Классификация воздушных перевозок

Воздушная перевозка - транспортировка пассажиров, груза и почты на воздушных судах на основании и в соответствии с условиями договора перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все предусмотренные остановки расположены на территории одного того же государства. Условия внутренней воздушной перевозки и ответственность перевозчика определяются национальным законодательством соответствующей страны.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

- на территории двух государств;

- на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории др. государства.

Международная воздушная перевозка может быть как коммерческой (осуществляемой гражданскими судами за плату), так и некоммерческой (бесплатной).

В международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Эти перевозки регулируются национальными актами, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г. Гаагского протокола 1955 г. и др.). Международные воздушные перевозки почты осуществляются с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Международным полетом называется всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух или более государств.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения классифицируются на регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договаривающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип са­молета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран.

Нерегулярные рейсы выполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специальные и чартерные.

Дополнительные рейсы выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Дополнительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом случае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы выполняются со специальным заданием как по маршруту регулярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специальных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы выполняются на коммерческой основе в соответствии со специальным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтователем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок.

Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения полетов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой полеты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями.

Полет воздушного судна с коммерческими целями — это полет и посадка воздушного судна:

- в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до которого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения коммерческой загрузки самолета;

- в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию.

Полет воздушного судна с некоммерческими целями — это полет и посадка воздушного судна:

- в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета остается неизменной;

- на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизменной;

- при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки;

- при полетах поисково-спасательных судов;

- при испытательных и тренировочных полетах;

- вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.

1.3.Договорно-правовые особенности международных воздушных перевозок.

Законодательство каждого государства, как и международные документы, определяет полный и исключительный суверенитет государства на воздушное пространство, расположенное над его территорией, поэтому главной особенностью международных воздушных перевозок является их международно-правовое регулирование. Оно включает в себя необходимость и обязательность выполнения требований:

— национального законодательства государства, чей флаг несет перевозчик, осуществляющий международные полеты;

— национального законодательства государства, на территорию которого, с территории которого или через территорию которого выполняется международная перевозка;

— двусторонних и многосторонних договоров, регламентирующих международные полеты и международные перевозки. Так, в соответствии с Воздушным кодексом полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве могут осуществляться на основании и в соответствии с условиями:

международных договоров;

специальных разрешений на совершение разовых полетов, выдаваемых в установленном порядке. Полеты иностранных воздушных судов в воздушном пространстве осуществляются только по установленным воздушным трассам и в аэропорты, открытые для международных воздушных перевозок. Полеты в воздушном пространстве иностранных государств регулируются соответствующими внутренними и международными документами.

Основными международными договорами, регулирующими воздушные перевозки, являются межправительственные соглашения о воздушном сообщении. В этих соглашениях определяются условия осуществления международных полетов и выполнения международных перевозок между договаривающимися государствами. В частности, определяются «договорные авиалинии», которые каждая из сторон соглашения разрешает эксплуатировать назначенному для этой цели авиапредприятию другой договаривающейся стороны, и коммерческие права, предоставляемые каждой из назначенных авиакомпаний. Под коммерческими правами понимаются права на осуществление перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на территорию или с территории договаривающихся государств либо на тер­риторию или с территории третьих стран. Объем предоставляе­мых коммерческих прав характеризуется семью «свободами»

1-я "свобода воздуха" — право осуществлять транзитный пролет над своей территорией без посадки;

2-я "свобода воздуха" — преимущественное право приземляться с некоммерческими целями;

3-я "свобода воздуха" — право высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на борт на территории государства, чей флаг имеет воздушное судно;

4-я "свобода воздуха" — право принимать на борт самолета на иностранной территории пассажиров, почту и груз для перевозки на территорию государства, чей флаг имеет воздушное судно;

5-я "свобода воздуха" - право перевозить пассажиров, почту, и грузы на территорию любого другого договаривающегося государства и право высаживать пассажиров, снимать почту и грузы, доставленные из любого государства. Кроме 5-й "свободы воздуха" в чистом виде в практике международных воздушных перевозок используется еще и частичная 5-я "свобода воздуха", или так называемый "стоп-овер".

- "Стоп-овер" — остановка в промежуточном пункте с правом дальнейшей перевозки пассажиров, сделавших остановку в этой стране. Различают "стоп-овер на маршруте" и "стоп-овер вне маршрута".

- "Стоп-овер на маршруте" - право авиакомпании перевозить пассажиров с остановкой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года (в течение срока действия авиабилета). После остановки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажира в промежуточный пункт.

- "Стоп-овер вне маршрута" - право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта другим по одному и тому же авиабилету.

6-я "свобода воздуха" - право перевозки пассажиров, грузов и почты между третьими странами через территорию государства, в котором домицилирован перевозчик;

Принято выделять еще одну "свободу воздуха" — право каботажных перевозок внутри страны. Однако, каботаж, как правило, сохраняется за национальными перевозчиками.

Организационно-технологические особенности. Основной ор­ганизационно-технологической особенностью международных воздушных перевозок является то, что они могут осуществлять­ся только между специально оборудованными международными аэропортами. В соответствии с приведенным выше определе­нием международным считается любой аэропорт, выделенный для международных перевозок и имеющий иммиграционную, таможенную, санитарно-карантинную, обменно-валютную и дру­гиеслужбы, то есть оборудованный всем необходимым для производства паспортного, таможенного, санитарно-карантинного и специального контроля. Международные перевозки в аэро­порты или из аэропортов, или через аэропорты, которые не оборудованы для прохождения указанных выше формальностей, как правило, не производятся, за исключением особых случаев полетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: