Прогнозирование как функция управления

Основные функции управления

УПРАВЛЕНИЕ

В 1916 г. в бюллетени общества горной промышленности была опубликована работа Анри Файоля «Основные черты промышленной администрации — предвидение, организация, распорядительство, коор­динирование, контроль». Эту работу, автор которой длительное время руководил горно-металлургическим синдикатом, принято считать пер­вым шагом в создании менеджмента как особой дисциплины. В назва­нии этой работы отражены основные функции, которые должно осу­ществлять руководство предприятия.

В настоящее время используется классификация функций менедж­мента, в целом повторяющая классификацию Файоля, хотя и несколько трансформированная. Принято говорить о таких функциях менеджмента, как:

1) планирование,

2) организация,

3) руководство,

4) координация и

5) контроль.

Хотя планирование тесно связано с прогнозированием — оценкой принимаемых решений, с точки зрения их выполнимости и последствий, к которым они могут привести, они существенно различаются. Если в процессе планирования определяются действия, которые необходимо совершить для достижения целей, а также их последовательность, то при прогнозировании основная задача заключается в оценке имею­щихся возможностей и отборе тех из них, которые являются наиболее удобными и результативными.

Следовательно, прогнозирование должно предшествовать плани­рованию. Прежде чем определить, каким именно образом будет дей­ствовать организация, необходимо со всех сторон рассмотреть как можно больше возможностей с целью определить, к каким результа­там могут они привести, могут ли они иметь негативные последствия, какова их эффективность, насколько они доступны и т. д. И лишь после того, как выбраны наиболее приемлемые и эффективные воз­можности, можно приступать к планированию в собственном смысле слова.

Прогнозирование — это очень сложный этап. Дело в том, что стро­ить прогнозы всегда приходится в ситуации неопределенности. По этой причине представления о возможных вариантах развития событий не­избежно окажутся неполными и неточными. По этой причине в про­цессе прогнозирования необходимо учитывать как можно больше ин­формации.

Неопределенности, с которыми приходится иметь дело менеджеру, многочисленны. Условно их можно разделить на несколько групп:

1) неопределенности, связанные с природными факторами (коли­чеством ресурсов, природными и погодными условиями, авариями),

2) неопределенности, связанные с ближайшим окружением фирмы (поведение покупателей, конкурентов, отношения с поставщиками и тор­говыми организациями);

3) неопределенности, связанные с экономической, социальной и политической жизнью (смена власти, резкие изменения проводимой государством экономической политики, экономические кризисы, коле­бания экономических показателей, инфляция, деятельность профсою­зов, экологических организаций и т. д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: