Предложение

D

Эластичность спроса.

Различные товары отличаются друг от друга по степени реакции спроса на изменение цены. Рассмотрим три варианта кривой спроса:

Р Р Р

P1 Р1 Р1

Р2 Р2 Р2

D D

0 Q

0 Q 0 Q

Видно, что кривые спроса имеют разный наклон. На первом рисунке кривая спроса имеет наклон примерно 45°. Поэтому в этом случае изменение цены, например, падение ее в 2 раза вызывает рост спроса также в 2 раза. Общая выручка, равная произведению цены на количество проданного товара, остается неизменной. 1: 200*100=20000; 2: 100*200=20000.

Во втором случае падение цены в 3 раза сопровождалось ростом закупок лишь в 2 раза и выручка сократилась. 1: 240*80=19200; 2: 80*160=12800.

В третьем случае падение цены в 2 раза вызвало увеличение спроса в 3 раза и выручка возросла. 1: 200*100=20000; 2: 100*300=30000.

То, в какой мере объем спроса изменяется при изменении цены характеризует степень эластичности спроса по цене.

Коэффициент эластичности спроса по цене представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

Edp = (DQ/Q): (DP/P)

Коэффициент эластичности спроса по цене показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, мы говорим о единичной эластичности |Edp |=1 (первый случай). ((200-100)/100+200): ((100-200)/200+100) = -1

Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса (2-й случай), спрос неэластичен ( |Edp |< 1). ((160-80)/160+80):((80-240)/240+80) = -2/3

Когда снижение цены вызывает больший рост спроса (3-й случай), мы говорим об эластичном спросе ( |Edp |> 1). ((300-100)/300+100):((100-200)/200+100)=-3/2

Все значения коэффициентов эластичности рассматривались в данном случае по абсолютной величине. На самом деле для всех товаров, не подпадающих под действие парадокса Гиффена, коэффициенты эластичности – величины отрицательные.

Существует также понятие эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу показывает зависимость между изменением дохода потребителя и величиной его спроса.

Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение изменения спроса к вызвавшему его изменению дохода:

EdR = (DQ/Q): (DR/R)

Коэффициент элстичности спроса по доходу показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар при изменении дохода потребителя на 1%.

Для большинства товаров коэффициент эластичности спроса по доходу положительный (рост дохода вызывает рост спроса на товары), причем для товаров первой необходимости он ниже, чем для предметов роскоши.

0 < EdR £ 1 – для товаров первой необходимости

EdR ³ 1- для предметов роскоши.

Это связано с тем, что даже при серьезном изменении дохода мы не начинаем покупать намного больше или меньше товаров первой необходимости (например, хлеба). Но при падении дохода мы в первую очередь отказываемся от предметов роскоши, т.е. даже небольшое изменение дохода вызывает значительное изменение спроса на предметы роскоши.

Кроме того, существует понятие перекрестной эластичности.

Коэффициент перекрестной эластичности показывает относительное изменение спроса на товар 1 (DQ1/Q1) к относительному изменению цен на товар 2 (DР2/Р2):

Edp2 = (DQ1/Q1): (DP2/P2)

Если Edp2 > 0, то товары 1 и 2 относятся к группе замещающих, для которых падение цены одного товара вызывает сокращение спроса на товар-заменитель (например, масло и маргарин).

Падение цены на масло ® Рост спроса на масло ® Падение спроса на маргарин

Если Edp2 < 0, то товары 1 и 2 относятся к группе дополняющих, для которых падение цены одного товара вызывает рост спроса на товар, его дополняющий (например, видеомагнитофон и видеокассета).

Падение цены на в/магнитофон ® Рост спроса на в/магнитофон ® Рост спроса на в/кассеты.

Коэффициент, близкий к нулю, означает, что товары не связаны друг с другом, или являются независимыми.

До сих пор, говоря о спросе, мы имели в виду лишь его самое общее определение. Между тем, анализ потребительского поведения позволяет выделить 2 специфические его разновидности:

Функциональный спрос (обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами);

Нефункциональный спрос (возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо факторов).

Нефункциональный спрос имеет следующие разновидности:

1) спрос, обусловленный внешними воздействиями или эффектами:

а) эффектом присоединения к большинству или эффектом вагона (стремление людей не отстать от моды, от жизни, быть не хуже других вызвает при прочих равных условиях увеличение первоначального функционального спроса)

б) эффектом сноба (настойчивое желание потребителя быть исключительным, выделиться из общей массы вызывает падение спроса)

в) эффектом показательного потребления (этот эффект отражает увеличение спроса на некоторый товар в силу его более высокой по сравнению с аналогами цены, т.е. большей престижности товара);

2) нерациональный спрос - покупки, которые не планируются потребителями, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний (многиемагазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической группы покупателей как родители с детьми, выставляя у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками);

3) спекулятивный спрос – возникает в условиях дефицита, когда предложение искусственно сокращается в ожидании более высоких цен.

Изучая на рынке действия продавцов, экономисты без труда установили, что поведение и этой группы участников рынка очень сильно зависит от складывающегося в торговле уровня цен. Именно цены являются одним из основных факторов, формирующих величины предложения.

Величина предложения – это объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне цены на этот товар.

Т.к. рыночная цена может колебаться в широком диапазоне, то для описания всего множества вариантов величин предложения, которые могут сложиться на рынке, т.е. общей зависимости предложения от цен на данном рынке, было введено понятие предложения.

Предложение – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин предложения на рынке определенного товара от уровней цен, по которым этот товар может быть продан.

Т.о. предложение характеризует поведение продавцов.

Соотношение между понятиями «величина предложения» и «предложение» легче уяснить, если представить себе, что каждое из них – это ответ на определенный вопрос.

Если мы спрашиваем: «Сколько товаров продавцы готовы предложить на продажу в месяц при цене Х рублей?», то ответом на этот вопрос будет информация о величине предложения.

Если же мы спрашиваем «Как могут колебаться месячные объемы предложения товаров на рынок при изменении цен на данный товар?», то ответом на этот вопрос будет информация о предложении на данном рынке.

Чтобы лучше уяснить понятие предложения обратимся к примеру. Пусть у нас есть зависимость между ценой велосипеда и возможным объемом их предложения.

Цена велосипеда, ден.ед. Возможный объем предложения, шт.
   
   
   
   
   
   

Каждая точка на этом графике – величина предложения данного товара (возможный объем производства) при определенном уровне цены. Например, точка с координатами /105;2500/ обозначает, что при цене 2500 руб. предложение велосипедов составляет 105 штук. Вся совокупность точек описывает картину предложения на данном товарном рынке. Соединяющая эти точки кривая называется кривой предложения и обозначается буквой S от английского слова supply (поставка).

В общем виде графики предложения обычно изображают следующим образом:


P S

 
 


0 Q

Изучая поведение производителей (продавцов) на рынках большинства товаров, экономисты сформулировали закон предложения: повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен – к ее уменьшению.

Кроме цены на величину предложения оказывают влияние и так называемые неценовые факторы:

число производителей;

Чем больше число производителей, тем больше предложение товара. Показать на графике.

цены на ресурсы;

Снижение цен на ресурсы делает их более доступными и увеличивает предложение, увеличение цен на ресурсы снижает предложение. Показать на графике.

уровень технологии;

Совершенствование технологии увеличивает предложение товара. Показать на графике.

ожидания производителей;

Если производители ожидают, что цена на их продукцию в будущем возрастет, сегодня они будут предлагать меньше товара, и наоборот. Показать на графике.

изменение налогового законодательства;

Увеличение налогов с производителей снижает предложение, и наоборот. Показать на графике.

изменение цен на другие товары.

Повышение цен на другие товары может привести к переливу ресурсов в другую отрасль и, соответственно, снижение предложения в данной, и наоборот. Показать на графике.

Эластичность предложения - это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Esp = (DQ/Q): (DP/P)

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов меняется размер предложения товара при изменении его цены на 1%.

Когда снижение цены приводит к такому же снижению предложения, говорят об единичной эластичности |Esp |=1

Когда снижение цены вызывает меньшее снижение предложения, предложение неэластично (|Esp |< 1).

Когда снижение цены вызывает большее снижение предложения, мы говорим об эластичном предложении (|Esp |> 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: