Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. носило сложный и противоречивый характер. С одной стороны, вся деятельность Екатерины II была направлена на упрочение крепостного строя, что сохраняло господство феодализма; с другой стороны, быстрый рост товарного производства содействовал развитию капиталистических отношений и подрыву феодализ-
ма. Используя опыт Запада, в 1769 г. Екатерина повелела впервые в России выпустить бумажные деньги (ассигнации). Сначала их курс не отклонялся от курса серебряного рубля, но по мере увеличения их выпуска неуклонно падал, и к концу XVIII в. 1 руб. ассигнаций приравнивался к 68 коп. серебряного рубля.
В целях совершенствования управления огромными просторами России по указанию Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Вместо прежних провинций страна была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами. Каждая губерния делилась на 10—12 уездов. Современным сторонникам самоизоляции областей, и особенно автономных республик, уместно напомнить, что в интересах развития всероссийского рынка внутренние таможенные пошлины были отменены еще в 1754 г.* Тогда они еще действовали в передовой Франции и раздробленной Германии. Теперь на 'пути свободного движения товаров создаются многочисленные преграды под самыми благовидными предлогами.
В 1765 г. Екатериной II было учреждено «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», не подчинявшееся никакому ведомству и находившееся под покровительством императрицы. Но его деятельность в тот период была направлена на поиск наиболее рациональных путей развития сельского хозяйства и повышения его товарности в условиях незыблемости крепостного права.
Учитывая нарастающую критику крепостничества в России не только на Западе, но и внутри государства, Екатерина решила сделать демократический жест и в 1767 г. создала Комиссию для подготовки нового Уложения, в которой наряду с дворянами были представлены другие сословия, в том числе крестьяне и казачество Специально для Комиссии она издала «Наказ», в котором попыталась обосновать необходимость крепостничества и самодержавия в России, утверждая, что «никакая другая власть не может действовать сходно со пространством столь великого государства»**.
Но, во-первых, первоначальный ее проект этого документа был раскритикован ее советниками — Г.Г. Орловым, А.П. Сумарковым, И.П. Елагиным, епископом Гавриилом, П.И. и Н.И. Паниными. В результате из «Наказа» были изъяты все положения о сложной и запутанной форме будущего освобождения крестьян на определенных условиях. В окончательном
варианте «Наказа» уже ничего не говорилось об освобождении крестьян даже в общей декларативной форме. Были даны лишь советы ограничить чрезмерные злоупотребления помещиков крепостным правом и стимулировать труд крестьян для повышения производительности труда.
Во-вторых, даже окончательный вариант «Наказа» неожиданно вызвал самые горячие споры в Комиссии и решительные нападки на дворянство со всех сторон. Так, депутат от владельцев шляхетства Екатерининской провинции Днепровского пикинер-ного полка майор Я.П. Козельский выступил в Комиссии против исключительных преимуществ родового дворянства, высказался за предоставление дворянского звания за выслугу лицам низших сословий и решительно встал на защиту крестьянства, требуя предоставления им не только права собственности на движимое имущество, но и права наследственного владения землей. Возражая князю М.М. Щербатову, который заявил, что Россия своим развитием обязана родовитому дворянству, которое в связи с этим должно обладать исключительными правами и не пополняться из других слоев населения, Козельский утверждал, что другие сословия имеют не меньшие заслуги перед государством, особенно крестьянство, питающее Россию, и напомнил князю, что их предки получали свои достоинства не по знатности рода, а по заслугам за добрые дела.
Представители крестьян в Комиссии выступили с единой программой. Главным их требованием была ликвидация крепостничества. По мнению депутата от хоперских казаков Алейникова, «будет предосуждение всем господам депутатам и всему нашему государству перед другими европейскими странами, когда по окончании сей высокословной комиссии узаконено будет покупать и продавать крестьян как скотину*». Купечество со своей стороны дружно добивалось права на владение крепостными крестьянами. Депутат от города Яранска Казанской губернии Антонов, к мнению которого присоединилось депутаты еще из 16 городов, выступал с требованием предоставить разрешение купцам на владение крепостными крестьянами.
По мнению историка С. Соловьева, Екатерина П, создавая Комиссию, намеревалась перенести в Россию просветительные идеи, выработанные в Европе. С этой целью она хотела слышать откровенные голоса различных сословий русского народа, познакомиться с умоначертанием народа, чтобы испытать почву
прежде, чем сеять, испробовать, что возможно, на что будет отклик и чего еще нельзя начинать. Для нее был здесь интерес практический; для нас, потомства, здесь интерес не меньший — исторический. Собрались вместе для обсуждения сообща дел высшего интереса представители разных сословий*.
Развивая эту мысль, историк Н. Фирсов писал, что Екатерина II всколыхнула и обострила непримиримые чувства, о которых имела недостаточное представление, и испугалась начинавшейся борьбы сословий. Продолжать законодательную работу в таком направлении было опасно. Надо было в самом начале ликвидировать эту «иллюзию», ибо на ее осуществление не было ни малейшей надежды. В 1767 г. под предлогом начавшейся войны с Турцией работа Комиссии была прекращена.
Принимая меры по усилению крепостничества, Екатерина II одновременно придавала значение развитию земледелия как основы развития промышленности, вызывающей неуклонный рост городского населения. По мнению многих экономистов, Екатерина II поддерживала идеи физиократов, однако это весьма спорно. Учение физиократов по своей природе было антифеодальным, поэтому императрица всячески открещивалась от этого учения, называя физиократов «сектой, вредной государству»** и тепло отзываясь о критиках физиократов — Монтескье, Нек-кере, Бекариа и др.
На взгляды Екатерины II в области определения экономической политики большое влияние оказывал Александр Петрович Сумароков (1717—1777), происходивший из знатного рода, один из первых писателей-дворян. Известный своими статьями по экономическим и политическим вопросам, он пользовался большим авторитетом в дворянских кругах, поэтому Екатерина II иногда обращалась к нему за советами. Взгляды Сумарокова по экономическому развитию были крайне консервативными. Он решительно выступал за сохранение аграрного развития страны и против развития промышленности — мануфактур. Промышленность, по его мнению, должна была развиваться в условиях малоземелья.
Такие же консервативные позиции отстаивал и другой влиятельный идеолог дворянства князь Михаил Михайлович Щербатов (1733—1790). А.И. Герцен писал, что князь Щербатов и А. Радищев — два крайних воззрения на Россию времен Екатерины, «печальные часовые у двух разных дверей, они, как Янус,
глядят в противоположные стороны»*. Наиболее откровенно взгляды Щербатова изложены в его работах «Размышления о ущербе торговли, происходящем выхождением великого числа купцов в дворяне и офицеры» и «Путешествие в землю Офирскую», где он приводит свой идеал государства, опирающегося на дворянство и использующего труд крепостных.
Среди сторонников прогрессивной экономической политики в России второй половины XVIII в. следует назвать Михаила Дмитриевича Чулкова (1743—1793). В 1772 г. он был секретарем Коммерц-коллегии и в течение нескольких лет работал там вместе с А.Н. Радищевым. Будучи писателем и журналистом, он создал много новелл, повестей, романов, издавал несколько журналов. Накопив солидный фактический материал, он создал многотомный труд «Историческое описание российской коммерции» о развитии промышленности и торговли. В предисловии к первому тому он объяснил, что под коммерцией понимает не только торговлю, а все развитие «промышленности, торговли, транспорта и связи, кредита и денежного обращения». Чулков настойчиво и убедительно проводил в своих трудах мысль о том, что промышленность играет решающую роль в обеспечении экономической независимости государства, его военного и политического могущества. В противоположность меркантилистам Чулков утверждал, что государство может процветать и без внешней торговли, если его мануфактуры, заводы и сельское хозяйство будут «в цветущем состоянии».
Весьма прогрессивными для того времени были его взгляды на взаимосвязь производства и потребления, промышленность и землевладение. «Как деревенская экономика, — писал он, — способствует к приведению в цветущее состояние мануфактур и фабрик, так и напротив того они и приращению оной способствуют**». Автор высказывал оригинальные мысли о рациональном размещении промышленности: фабрики он предлагал строить в местах, где можно получить «наибольшие прибытки» при наименьших затратах, т.е. приближать их к источникам сырья и дешевой рабочей силы.
19. Преобразования Александра I. «Негласный комитет»
XIX в. отмечен целой плеядой выдающихся лиц в сфере российского государственного управления. П.А. Валуев, А.М. Горчаков, П.Д. Киселев, М.Т. Лорис-Меликов, братья Н.А. и Д.А. Милютины, Н.С. Мордвинов, П.В. Чичагов, М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев — эти и другие крупные русские чиновники теперь полузабыты и значительно уступают в известности своим современникам — литераторам» художникам, композиторам, однако их деятельность в общественной жизни России и свершения в истории российской заслуживают того, чтобы россияне помнили о них, знали их судьбы, изучали их работы.
Годы царствования Екатерины II считаются благоприятным периодом для России. Присоединение областей Северного Причерноморья, Крыма и Предкавказья способствовало значительному расширению территории государства; на 3/4 возросло количество населения, продолжали интенсивно развиваться промышленность и торговля. Могущество России в сфере международных отношений было признано всеми ведущими европейскими державами, i
Однако постепенно набирали силу иные тенденции, явственно проявившиеся к концу XVIII в. Темпы развития экономики. неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом отношении. В социальной области политика самодержавия строилась прежде всего на принципах исключительности привилегий дворянства, составлявшего незначительную часть населения страны, без учета интересов других классов и сословий.
В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы. К началу XIX в. вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований начали осознаваться самой верхней властью.
Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских материалистов XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.). Французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований.
Александр I (1777—1825), воспитанный в духе просветительства, по-своему стремился к осуществлению этих идей применительно к условиям российской действительности. Уже в первых его указах заметно стремление руководствоваться в государственной деятельности принципом законности. По мнению Александра I, основной недостаток государственного порядка в России заключается в «произволе правления». Поэтому «обуздать деспотизм правительства» он считал главной целью преобразований, добиться которой намеревался с помощью основных законов, закреплявших новые принципы государственной власти и являвшихся своего рода залогом внутреннего спокойствия и динамичного развития государства*. Слово «закон» по указанию Александра I было высечено на обороте медали, выпущенной по случаю его коронования.
В первые Годы царствования Александр разрабатывал и проводил преобразования с помощью своих близких друзей, составивших «Негласный комитет» (П. Строганов, В. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Новосильцев). Деятельность «Негласного комитета» продолжалась немногим более двух лет. За это время было улучшено положение крепостных крестьян в Прибалтике. Однако на проведение сколько-нибудь серьезных перемен в положении крестьянства в целом Комитет так и не решился. По существу, единственным мероприятием в этой области стал Указ о «свободных хлебопашцах» (февраль 1803 г.), предоставлявший помещикам право отпускать своих крестьян на волю с земельным наделом, однако этотУказ не был реализован.