Особенности индийской художественной культуры

Искусство Индии – отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий.

Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

· традиционность:на протяжении столетий культура сохраняет свое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

· динамичность –насыщенность мотивами движения, ритма, танеца, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства.

· чувственность –обращенность к чувственной форме любви, которая выступает как великое творческое начало мира и освящена традицией.

· символичность – соединение религии, философии, поэзии в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.

В развитии искусства Индии можно условно выделить:

· этап ведической культуры,

· этап буддистской культуры,

· период взаимопроникновения культур завоевателей: греческой, затем исламской.

Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.

Ведическая культура пришла в Индию на устах кочевавших племен. В Ведах перед нами встает одна из поэтичнейших мифологий мира, включающая в себя деяния богов и героев, в ней действуют духи, демоны, обладающие необычной силой, фантастические существа – огромные черепахи, гигантские слоны, карлики, а также содержаптся поэтичные описания природы.

Веды несли в себе не только картину мира, они были также и древнеиндийским эпосом. В I тыс. до н. э. были созданы и крупнейшие эпические «Махабхарата» и «Рамаяна». «Махабхарата» – повествование о битве двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели). Основной сюжет поэмы – лишение власти потомков царя Панду (Пандавов) их двоюродными братьями из рода Куру – Кауравами и возвращение царства после кровопролитной братоубийственной битвы.

Рамаяна почти в четыре раза короче Махабхараты Текст ее посвящен изложению основного сюжета – похищения Ситы, жены царевича Рамы, демоном Раваной и последующего возвращения Ситы. Главный герой – Рама, мудрый и добродетельный царь-герой. Рама был объявлен аватарой (т.е. земным воплощением) Вишну и стал в средние века объектом культа.

В своем окончательном виде Махабхарата и Рамаяна стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

Буддийское искусство оставило множество культовых сооружений. Среди них большое количество посвященных Будде пещерных храмов и ступ – сооружений в виде перевернутой чаши, напоминающей холм. Эти сооружения из кирпича и камня не имели внутренних помещений, лишь на вершине из драгоценного металла сооружался реликварий (место для хранения реликвий). Над ним устанавливался стержень с несколькими дисками, символизирующими ступени в небо, или зонтами – символами знатного рода Будды. На поверхности ступы иногда делались рельефы, связанные с буддийскими сюжетами. Ступа была символом нирваны, высшего уровня освобождения. Вокруг ступы сооружалась каменная ограда и ворота, выходящие на все стороны света. Они украшались скульптурными изображениями божеств, людей, героев древней мифологии или буддийской религии. Тут же сооружались столбы – стамбха с высеченными на них буддийскими мудростями, несущие на себе главные символы буддизма – крылатых львов и колесо закона.

Пещерные храмы (всего 1200) были огромных размеров, хотя и высекались в скалах, например, Тхин-Тхаль, трехэтажный буддийский монастырь в Элуре имел площадь около 800 кв. м. Большинство этих сооружений относится к IV–I векам до н. э. В VII веке, когда в индийском обществе особенно распространился индуизм, в Эллоре был построен храм Шивы (Кайласанатха – одной из аватар Шивы). Эллор считался вершиной мира и местом обитания бога.

В художественной системе Индии отдается предпочтение скрытой красоте, не до конца явленной взору, такой красоте, которая требует неспешного созерцания, отрешенности от суеты, одиночества и покоя. Акцент делается не на то, что явленно, а на то, чего нет, что пребывает в покое, создает ситуацию замены конкретного и однозначно воспринимаемого образа символическим.

Приход в Индию мусульман в XII веке ознаменовал новый этап в развитии искусства. Ислам не воспринимал поклонения зримым богам, поэтому полнокровные сюжеты традиционного индийского искусства запрещались. Скульптура оказалась неприемлемой, в украшении строений использовался орнамент, стены стали строгими и плоскими.

Но индийские мастера переосмыслили мусульманскую традицию, придавая мусульманским минаретам новый облик. Индийские мастера начали использовать мрамор, позволявший передавать самые тонкие оттенки света и тени, легкости и лиризма, как, например, в мавзолее Тадж-Махал (XVII век).

Таким образом, культуру Индии отличает колоссальная духовная традиция, основы которой были заложены в древности. Духовная культура Индии соединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего со стремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективную причину его существования. Индийская культурная традиция и сегодня привлекает к себе внимание многих людей планеты, и в частности представителей западной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: