Происхождение японской культуры

Тема 12. Японская культура

1. Происхождение японской культуры.

2. Становление японской культурной традиции

3. Особенности классических форм культурной жизни Японии.

Как пишет К. Ясперс, Япония, подобно германским и славянским народам, позже всех была втянута в орбиту осевого времени.

Япония размещается на множестве мелких и четырех больших островах (Хонсю, Кюсю, Хоккайдо и Сикоку). Морские пространства стали естественной преградой для завоевателей. С III тыс. до н. э. здесь в обитали местные жители, занимаясь собирательством, охотой и рыболовством. На местах древних поселений были найдены керамические изделия, украшенные орнаментом из глиняного жгута, напоминающего веревочный узор, поэтому культура неолита в Японии названа Дзёмон («шнурового узора») складывается в эпоху неолита (8 тыс. до н. э.).

Этническую основу культуры Дзёмон составили протоайнские племена, расселившиеся на японских островах в конце мезолита. В III веке до н. э. под влиянием новой волны переселенцев складываются основы новой культуры эпохи бронзы. Эта культура получила свое название – «Яёй» от названия токийской улицы, где впервые были обнаружены памятники упомянутой культуры.

В III-VI веках распространение получает культура Кофун («курганов»), отмеченная огромным числом захоронений с насыпями. Сооруженная в начале V века гробница императора Нинтоку по своей площади больше пирамиды Хеопса. Эта гробница имеет форму замочной скважины. Другое название периода III-VI века – «Ямато» (по имени первого японского государства). Легендарная дата начала истории государства Ямато – 660 год до н. э., но это недостоверно. Тем не менее, культура Ямато была распространена на большей части территории японских островов и потому может считаться первой общеяпонской культурой. Культура курганов характеризуется созданием небольшой скульптуры типа «ханива» (высотой от 30 до 130 сантиметров), произведения которой должны были заместить живых людей, приносившихся ранее в жертву при погребальном ритуале. В пластике ханива присутствует как обобщение в трактовке поз и жестов фигур, так и высокая точность передачи отдельных мелких деталей. Кроме того, используя разнообразные приемы работы с глиной, мастера добивались особой выразительности лиц.

В это время формируется самая древняя религиозная традиция Японии – синтоизм (синто–путь богов), развившейся на основе обожествления сил природы и почитания культа ками (духов, божеств), которые способствовали возникновению природных и социальных явлений. Синтоистские святилища типа «такаюки» (амбар для зерна) с их прямыми лаконичными линиями приобрели особую значимость, став символом богини злаков. Самое известное из таких сооружений – храмовый комплекс в Исэ (III век). Все японские сооружения – как культового, так и погребального характера уже в период Кофун тяготеют к природе, стремятся слиться с ней, в отличие от тех же сооружений Египта, господствующих над природой.

В прикладном искусстве рассматриваемого периода преобладают бронзовые зеркала и колокола Дотаку, рукоятки больших мечей, шлемы, браслеты, седла и сбруя, разнообразные украшения с тонкой отделкой (позолота, гравировка, отделка золотой нитью, чеканка, резьба).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: