Особенности художественной культуры Китая

Художественная культура Китая воплощала в себе черты экономико-политического устройства, религиозных и философских представлений, бытовых традиций, правовых и этических норм, была связана со сложившимися в обществе обычаями и ритуалами. Не случайно сегодня символом Китая является Великая китайская стена, построенная в IV-III в.в. до н.э., выражающая идеологию единой китайской державы. Стена представляет собой одновременно и суровую глинобитную крепость со множеством сигнальных башен, и дорогу, протянувшуюся по труднопроходимым горным хребтам. Ее ширина 5-8 м., высота 10 м. На раннем этапе строительства протяженность Великой китайской стены достигала 750, а позднее превысила 3000 км.

Нормы, ценности, духовные идеалы и традиции китайской культуры своеобразно преломились в китайском искусстве. В ранние периоды истории и культуры Китая особое значение имели различные предметы повседневного обихода – глинобитные и бронзовые блюда, сосуды, чаши, амфоры и кувшины Они играли важную роль в погребальных культах и церемониях, а также становились своеобразными сборниками знаний. По рисункам на них люди читали, как по книгам. Это определяло особенности композиции и ритма орнамента, характер рисунка. Так, в древности сосуды украшались изображениями рыб, оленей, ящериц, черепах, птиц. Затем в композициях появились луна, звезды, воды, что было связано с накоплением все большего числа знаний об окружающем мире. Поэтому постепенно геометрические мотивы становятся преобладающими при росписи сосудов, подчиняя себе зооморфные и растительные мотивы.

В Древнем Китае на основе традиции восприятия мира как сложного и изменчивого космоса развивалась потребность в символизации искусства. Еще древнейшая «Книга перемен» – «И цзин» провозгласила дуалистическую структуру мира и выразила ее суть символически, как взаимодействие ян и инь.

Самую большую значимость в Китае имели древнейшие книги. По преданиям, сам Конфуций включил 305 песен древних царств в «Книгу гимнов»– «Шицзин», хотя современные ученые относят их происхождение к гораздо более ранним векам. В эти книги входят стихи и песни, поэмы, летописи, философские и эстетические суждения, нравоучения и легенды. Тексты и темы книг всячески варьировались в поздние времена, становясь все более изысканными, утонченными и символичными, как и живопись на шелке, как и само искусство каллиграфии (греч. kalligraphia «красивый почерк»).

В Китае живописец нередко обрамлял свое произведение иероглифами, завершающими единое эстетическое целое. Такое соединение было не случайным.

Иероглифы, украшающие древнекитайские свитки несли на себе печать высокого сакрального смысла. Они были прекрасным дополнением к воплощенным в красках символам природы и помощником в истолковании философской сути произведения. Эта живопись, родившаяся в эпохи Тан и Сун, представляет совершенно специфический вид искусства. Она лишена декоративного начала и не может восприниматься с позиций любования. Такие произведения требуют внимательного вглядывания и погружения в суть изображенного. Китайская картина- свиток, родившийся из книги-свитка, – живопись для образованных людей.

Каждый элемент древнекитайской живописи символичен (сосна – символ долголетия, бамбук – стойкости, мужества, аист одиночества и святости). Восприятие такого произведения требует особого умения обнаруживать контексты, соединять символические образы в единую эстетическую картину.

В художественной культуре Китая существует органическая связь между живописью и литературой. Живописность китайской поэзии и поэтичность живописи – нерасторжимый синтез, выросший на почве сформировавшегося в древности учения о «дао», дополненного буддистскими элементами.

Философия китайского искусства наиболее ярко воплощена в картине-свитке (IV-VI вв.) свитки были вертикальные (настенные) или горизонтальные (ручные), писались на шелке или бумаге. Такие свитки были подобны повестям, их нужно было «читать», постепенно разворачивая. Китайский свиток был дорогим искусством, создавался для состоятельного потребителя, но также и для образованного, способного оценить философский контекст произведения. Такая живопись находит своего зрителя в среде ученых и поэтов, вельмож и государственных чиновников, получивших специальное образование и прошедших ряд строгих экзаменов.

Ученость считалась одной из важнейших добродетелей в китайском обществе. Художественная культура Древнего Китая носила ярко выраженный элитарный характер. Элитарность была присуща и другим древним культурам Востока. Позднее искусство будет восприниматься как универсальный механизм воспитания добропорядочности гражданина. Так, Конфуций считал основой воспитания песни, обряды и музыку.

Больших успехов достигла китайская наука в разных областях:

· в астрономии – создана астрономическая обсерватория, создан и усовершенствован лунно-солнечный календарь, открыто существование солнечных пятен; изобретены компас, прототипа современного сейсмографа, конструирован небесный глобус.

· в математике – использовались десятичные дроби и отрицательные числа, существовала десятичная система записи чисел (как и в Индии).

· в медицине – разработана диагностика заболеваний по пульсу, предпринята попытка лечения эпидемических заболеваний. Описано огромное количество лекарственных растений, составлены пособия по лечебному голоданию (в этом заслуга монахов-даосов, занимавшихся поиском лекарства «бессмертия»)

Важнейшие достижения китайской материальной культурыстали частью мировой культуры, например, производство лаков, позволявших сохранять дерево, ткани и металл от воздействия окружающей среды, а также шелка, бумаги, туши и пороха.

Основные черты китайской культуры сохранились без особых изменений до наших дней. Глубина и изящество сделали китайскую культуру ведущей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры впитали многие ее достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: