Особенности формирования индийской культуры

Тема 11. Культура Древней Индии

1. Особенности формирования индийской культуры

2. Религиозно-философские основания индийской культуры

3. Художественная культура Индии

Индийская культура – одна из «осевых» культур Востока, которая не прекратила своего существования, а остается живой культурой с глубокой древности до наших дней. В ней переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Она представляет собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга

До начала ХХ века ученые считали, что культура Индии возникла гораздо позже, чем в Египте или Двуречье. Но в 1922 году в долине реки Инд археологи открыли древние города Мохенджо-Даро и Хараппа, свидетельствовавшие о высоком развитии цивилизации. Так ученые получили сведения о самом древнем периоде индийской культуры (середина III тыс. до н.э. – начало II тыс. н.э.), который был назван хараппским (по названию города, где были найдены следы древней культуры). Но хараппская культура погибла к XVIII веку до н. э., оставив немало загадок. Ее письменность до сих пор не расшифрована, неизвестно, откуда появились на этих территориях жившие там народы, по каким причинам пришла в упадок и исчезла их культура.

Новый период начинается во второй половине II тысячелетия до н.э.. Он связан с приходом и расселением в долинах Инда и Ганга индоевропейских племен ариев, которые разделяются на иранских ариев и индоариев («арий» – «благородный», начальный слог «ир» в обозначении иранских племен и «ар» созвучны). До сих пор мало изучен вопрос о том, откуда и каким путем пришли индоарии, поселившиеся в долине Ганга. Но именно их язык, письменность, верования составили ту основу, на которой сложилась индийская культура и существует до наших дней.

Особенностью формирования индийской культуры является сложная социальная система разделения общества на варны (санскр. «качество, цвет»), которая закрепилась в Ведах. Выделились следующие варны:

· жрецов (брахманов),

· воинов и представителей политической власти (кшатриев),

· ремесленников (вайшьев),

· неимущих и неполноправных крестьян (шудр)

Особую группу людей, которая не входила ни в одну из варн, представляли неприкасаемые. Само понятие неприкасаемости связано с разными табу, с представлениями о ритуальной нечистоте, заключающейся в тяжелых проступках против установленных традиций: убийстве брахмана, нарушении правил, предписанных данной касте, в занятии «низкими» работами (уборка мусора, трупов и пр.) Они жили за пределами селения, носили на своей одежде знак, запрещающий другим общаться с ними, не имели права подходить к колодцам (т.к. считалось, что от них может испортиться вода).

Усложнение жизни людей, появление новых профессий поделило варны на различные касты. Чем ближе к современности, тем больше появляется внекастовых групп, которые в свою очередь делятся на категории, напоминающие касты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: