double arrow

Семинар I [2.03]: Философия древнего Китая


Глава IV: Античная философия

Исторические и политические предпосылки, позволившие состояться греческой философиибыли следующими:

1) Формирование и развитие греческих городов

2) В Афинах сложился демократический строй правления.

Тимократия –это власть чистолюбцев. Олигархия –наихудшая форма правления. Олигархия – это власть богачей.Демократия– власть народа.Для демократии характерны кровопролитие и локальные войны.Тирания –это власть одного.

«Неразумное большинство никогда себе разумного правителя не выберет»

Платон

Великий афинский философ Сократродился около 470, а умер 399 году до нашей эры. Он был учеником софистов, а затем их критиком.Софисты – учителя мудрости. По мнению софистов человек – это мера всех вещей (V век до н.э.). Безнравственность, забвение обычаев и устоев – нравственные идеалы, которые были забыты, разорены. Человек, наделен сознанием и верно только то, что обосновано и доказано – система суда.

В сознании человека Сократ обнаруживает разные уровни и свои:

1) Объективное содержание сознания.

2) Субъективное содержание сознания

Этика Сократа: знание есть основа добродетелей. Основная задача философии, как считал Сократ, это познание добра и зла, понимание мотивов человеческих поступков. Основание плохих поступков – незнание. Развращение умов юношества радикальными идеями и поклонение ложным богам – это формулировка из обвинения Сократа. Он приговорен к казни за «подрыв народной нравственности».

Основная тема платоновской философии – нравственно-этическая. Душа, по Платону, подобна идее, едина и неделима. Идеальное Государство по Платону – это иерархически организованное общество:

1) У власти должны находится философы.

2) Защиту и порядок в этом государстве поддерживают воины или стражи

3) Ремесленники и торговцы

Справедливое и совершенное государство возможно, только если человек живет ради государства. Человек – есть общественное животное, наделенное разумом. Человек природой предназначен для жизни в коллективе. Только там человек обретает воспитание и образование. Признание законности и необходимости рабовладения встречается у Платона и Аристотеля. Разум вечен и неизменен. Он один способен к постижению бытия. В человеке бессмертен только его разум. После смерти тела он сливается с вселенским разумом. Поздний Эленизм (после распада империи Македонского) и римский период порадили десятки философских школ:

1) Школа Эпикура. Свобода от государства и общества. Государство – это институт принуждения. Представители школы Эпикура считали, что главное в человеческой жизни:

a. Счастье

b. свобода

2) Школа Стоиков

3) Школа Скептиков

4) …



Сейчас читают про: